История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Французская система колониального управления

Материалы » Формирование системы колониального управления в Африке » Французская система колониального управления

В конце XIX и в начале XX в. колонии Франции были объединены и преобразованы в два крупных генерал-губернаторства. Одно — Французская Западная Африка (ФЗА) — возникло в 1895 г. Другое — Французская Экваториальная Африка (ФЭА) — в 1910 г.

Население колоний было разделено на две основные группы. Крайне малочисленную группу составляли так называемые жители «полноправных коммун». Они были представлены населением четырех сенегальских городов — Сен-Луи, Дакара, Рюфиска и Горэ. Африканцы этих городов-коммун рассматривались как французские граждане. В начале XX в. черных французских граждан насчитывалось около 25 тысяч человек, из них 23 тысячи — сенегальцы. Они объединялись в муниципалитетах и имели Генеральный совет Сенегала — выборный орган, вотировавший бюджет колонии. В 1879 г. правительство Франции восстановило ликвидированное Второй империей право африканских коммун иметь своего представителя в парламенте метрополии. Однако впервые депутат-африканец, Блэз Диань, был избран только в 1914 г. Подавляющую же часть населения во французских колониях, оказавшуюся в бесправном положении, составляли так называемые «подданные французской империи».

Франция, в отличие от Англии, пошла по пути разрушения традиционных институтов власти. Колониальная администрация смещала правителей властных структур в африканском обществе и назначала своих ставленников, кроила и перекраивала административную карту расселения племен, постоянно вмешивалась в их внутреннюю жизнь. Официальным языком в колониях был объявлен французский язык.

Вновь назначаемые «вожди» на низших административных должностях в деревнях, кантонах, провинциях по существу были чиновниками в структуре колониальной администрации, не связанные с народом и полностью находившимися в зависимости от французских властей. Они делились на несколько классов с соответствующими различиями в жалованье и правах. В газетах часто можно было прочесть такие извещения: «Вождь X. 14 класса назначается временным администратором канона В.»; «Старшина Н. временно назначается вождем 18 класса и ставится во главе кантона П.»; «Старший переводчик 3 класса временно назначается кантональным вождем 7 класса и ставится во главе кантона Г. вместо прежнего вождя, который переводится на пост правительственного служащего». Эти и другие принципы организации управления колониями сложились в систему так называемого прямого управления.

Однако уже к началу XX в. во французской колониальной политике наметился некоторый поворот в сторону косвенной системы управления. Рядом колониальных чиновников высокого ранга и прежде всего генерал-губернаторами ФЗА и ФЭА была признана ошибочность в деле «полного разрушения туземной организации вместо того, чтобы улучшить ее и поставить на службу администрации». Стали предприниматься и попытки по восстановлению самоуправления в городах, воссозданию «туземных коммун» (общин).

На практике, обе внедряемые системы управления: и английская косвенная и французская прямая — имели в колониях различные комбинации. Португальские, бельгийские, германские и итальянские колонизаторы в своих системах управления сочетали элементы прямой и косвенной форм. Наглядным примером служит Германия. В официальных кругах и литературе немецкая система называлась системой прямого управления. Однако в Бурунди, Руанде, Карагве и ряде других территорий немцы сохранили традиционных правителей, оставив за ними ряд прерогатив власти. Контроль за их деятельностью был возложен на немецких резидентов, находившихся при правителях. В свою очередь, в Танганьике больший акцент был сделан в сторону прямого управления. Колония была поделена на 22 округа во главе с чиновниками колониальной администрации. Им подчинялись многочисленные левали, акиды и другие местные власти.

В первые годы колониального режима управление завоеванными территориями было сосредоточено в руках военных властей. Позже, после укрепления своего господства, правительства империалистических держав передали управление в колониях гражданской администрации.

Причины перехода к патриархату: социально-экономические и антропологические
Наш учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века» под редакцией А.Н. Сахарова объясняет причины перехода от матриархата к патриархату следующим образом: «Переход к производящему хозяйству составляет суть неолитической революции. Думается, что основоположником производящего хозяйства явилас ...

Второе ополчение
Второе Ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского. Важным делом, которое смогли осуществить Пожарский и Минин, была организация и сплочение всех патриотически настроенных сил. В феврале 1612 года опол ...

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 г.
Поход Наполеона вызвал подъем народного патриотизма и сильнейшую волну народного противостояния захватчикам. Жестокость и беспощадность наполеоновских солдат заставили русский народ сплотиться и дать решающий отпор врагу. Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступления мелких, ...