История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Французская система колониального управления

Материалы » Формирование системы колониального управления в Африке » Французская система колониального управления

В конце XIX и в начале XX в. колонии Франции были объединены и преобразованы в два крупных генерал-губернаторства. Одно — Французская Западная Африка (ФЗА) — возникло в 1895 г. Другое — Французская Экваториальная Африка (ФЭА) — в 1910 г.

Население колоний было разделено на две основные группы. Крайне малочисленную группу составляли так называемые жители «полноправных коммун». Они были представлены населением четырех сенегальских городов — Сен-Луи, Дакара, Рюфиска и Горэ. Африканцы этих городов-коммун рассматривались как французские граждане. В начале XX в. черных французских граждан насчитывалось около 25 тысяч человек, из них 23 тысячи — сенегальцы. Они объединялись в муниципалитетах и имели Генеральный совет Сенегала — выборный орган, вотировавший бюджет колонии. В 1879 г. правительство Франции восстановило ликвидированное Второй империей право африканских коммун иметь своего представителя в парламенте метрополии. Однако впервые депутат-африканец, Блэз Диань, был избран только в 1914 г. Подавляющую же часть населения во французских колониях, оказавшуюся в бесправном положении, составляли так называемые «подданные французской империи».

Франция, в отличие от Англии, пошла по пути разрушения традиционных институтов власти. Колониальная администрация смещала правителей властных структур в африканском обществе и назначала своих ставленников, кроила и перекраивала административную карту расселения племен, постоянно вмешивалась в их внутреннюю жизнь. Официальным языком в колониях был объявлен французский язык.

Вновь назначаемые «вожди» на низших административных должностях в деревнях, кантонах, провинциях по существу были чиновниками в структуре колониальной администрации, не связанные с народом и полностью находившимися в зависимости от французских властей. Они делились на несколько классов с соответствующими различиями в жалованье и правах. В газетах часто можно было прочесть такие извещения: «Вождь X. 14 класса назначается временным администратором канона В.»; «Старшина Н. временно назначается вождем 18 класса и ставится во главе кантона П.»; «Старший переводчик 3 класса временно назначается кантональным вождем 7 класса и ставится во главе кантона Г. вместо прежнего вождя, который переводится на пост правительственного служащего». Эти и другие принципы организации управления колониями сложились в систему так называемого прямого управления.

Однако уже к началу XX в. во французской колониальной политике наметился некоторый поворот в сторону косвенной системы управления. Рядом колониальных чиновников высокого ранга и прежде всего генерал-губернаторами ФЗА и ФЭА была признана ошибочность в деле «полного разрушения туземной организации вместо того, чтобы улучшить ее и поставить на службу администрации». Стали предприниматься и попытки по восстановлению самоуправления в городах, воссозданию «туземных коммун» (общин).

На практике, обе внедряемые системы управления: и английская косвенная и французская прямая — имели в колониях различные комбинации. Португальские, бельгийские, германские и итальянские колонизаторы в своих системах управления сочетали элементы прямой и косвенной форм. Наглядным примером служит Германия. В официальных кругах и литературе немецкая система называлась системой прямого управления. Однако в Бурунди, Руанде, Карагве и ряде других территорий немцы сохранили традиционных правителей, оставив за ними ряд прерогатив власти. Контроль за их деятельностью был возложен на немецких резидентов, находившихся при правителях. В свою очередь, в Танганьике больший акцент был сделан в сторону прямого управления. Колония была поделена на 22 округа во главе с чиновниками колониальной администрации. Им подчинялись многочисленные левали, акиды и другие местные власти.

В первые годы колониального режима управление завоеванными территориями было сосредоточено в руках военных властей. Позже, после укрепления своего господства, правительства империалистических держав передали управление в колониях гражданской администрации.

Предпосылки и ход августовского путча 1991 года
К середине 1991 года деструктивные процессы в стране развивались столь интенсивно, что для восстановления элементарной управляемости обычных мер было уже не достаточно. И это осознавали все политические силы. За право вывода страны из кризиса боролись два четко обозначившихся центра политической власти: сою ...

 Любанская наступательная операция
На рассвете 13 января 1942 года после короткой артиллерийской подготовки войска соединений армий Волховского фронта двинулись вперед. До переднего края обороны противника простиралась долина реки Волхов шириною 800-1000 метров. Глубокий снег, мороз до -30˚С. Сильный пулеметный и минометный огонь против ...

Борьба народных мстителей. Начало организации партизанского движения
Начало войны для Советского союза было трагическим. Итог вероломного нападения Германии был страшен. Сотни тысяч убитых, раненых, пропавших без вести красноармейцев и мирных жителей. Уже к 10 июля немецкие войска продвинулись на северо-западном направлении на 500 км, на западном – на 600 км, на юго-западном ...