История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы
Страница 2

Материалы » Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы » Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы

Меры, принятые правительством, дали свои результаты. В 1945 году по стране было открыто около 25 тыс. магазинов и торговых палаток; в 1946 г. - 40 тыс., в 1947 г. - более 60 тыс. К концу 1947 г. в стране насчитывалось 256 магазинов и 89,3 тыс. палаток. Количество предприятий общественного питания возросло с 73,4 тыс. на конец 1945 г. до 82,1 тыс. к концу 1947 г. В 1950г. товарооборот кооперативных организаций по Сталинградской области составил (сельская местность) 838,5 млн. руб. (в 1940 г. - 488,3 млн. руб). Доля кооперативных организаций в товарообороте - 70%, по г. Сталинграду главенствующую роль занимала государственная торговля, товарооборот городской кооперации составил 33,6 млн. руб., или 2%. К концу послевоенной пятилетки спросом начинают пользоваться непродовольственные товары (как видно из приведенных выше диаграмм, в военные годы востребованность продовольственных товаров была значительно выше непродовольственных). В Сталинградской области в 1950 г. продовольственные товары занимали 57,5%, непродовольственные - 41,8%. Не только товарооборот характеризовал состояние системы потребительской кооперации Сталинградской области после войны. К 1948 году была полностью восстановлена вся довоенная производственная мощность хлебопекарен, 1950 г. была восстановлена основная масса разрушенных производственных и торговых предприятий. Были, конечно, в работе и значительные трудности. Так, успешно начавшийся 1946 год - первый послевоенный - был отмечен необычайно сильной засухой, которая охватила значительную территорию европейской части страны (такого стихийного бедствия не было с конца XIX века). В связи с неурожаем намеченная на 1946 год отмена карточек была перенесена на 1947 год, в то же время произошло существенное сокращение контингента снабжаемого хлебом населения, преимущественно, за счет сельских жителей, а также сокращение фондов коммерческой торговли хлебом. Однако централизованная система распределения товарных ресурсов позволила обеспечить на определенном, хотя и весьма низком, уровне снабжение социально незащищенных категорий населения.

Некоторые из новых форм работы системы потребительской кооперации, освоенных в условиях военного времени, не потеряли своей актуальности и в последующие годы. На III Всесоюзном съезде потребительской кооперации (1948 г) были приняты решения о развитии торговли товарами широкого ассортимента, активного расширения собственного производства, расширения хлебопечения и общественного питания, заготовок и закупок сельхозпродуктов. На этом же съезде была определена цель работа сельских потребительских обществ - удовлетворение спроса тружеников села на товары, предметы и услуги.

В послевоенное время продолжала развиваться торговая, заготовительная, производственная деятельность потребительской кооперации. Меньшее распространение получила организация бытового обслуживания населения, снижается активность потребительских обществ в плане заготовки дикорастущих плодов и ягод, что было обусловлено меньшей востребованностью. Не находит дальнейшего развития организация подсобного хозяйства, лова рыбы - эти направления деятельности отходят, соответственно, совхозам и рыбхозам. В целом, потребительская кооперация, поддерживаемая государственными органами, довольно быстро наращивала обороты своей деятельности, достигнув наибольшего развития к концу 80-х гг. XX в. Торговая сеть на 1 января 1988 года была представлена 4449 магазинами, торговой площадью 250,8 тыс. м.; членов - пайщиков по Волгоградской области - 512,3 тыс. чел., что составляло 75% всего взрослого населения области. Довольно широко была развита продажа товаров, закупленных по договорным ценам, в магазинах "сельхозпродукты". Таких предприятий в области работало 379. Значительное развитие получило общественное питание. В 1988 году в области работало 512 предприятий общественного питания на 22223 места. Дальнейшее распространение получила организация заготовок. К 1 января 1989 г. в области работало 420 приемозаготовительных пунктов, 63 овощехранилища, емкостью 17,5 тыс. тонн, 2 фруктохранилища емкостью 1550 тонн. Система потребительской кооперации закупала мясо, птицу, кроликов, масло животное. (Функции по закупке скота и молока у населения были переданы хозяйствам агропрома). Производственная деятельность была представлена хлебопекарнями (на 1 января 1989 г. - 148 предприятий); колбасными цехами (41 цех); предприятиями по производству безалкогольных напитков (22) и консервными заводами (на 1 января 1989 г. по области их насчитывалось З). Развитие получило транспортное хозяйство потребительской кооперации (В 1988 г. - в системе насчитывалось 1971 автомобилей). Потребительская кооперация конца 80-х гг. имела довольно устойчивое положение, регулируемая государственными органами система обеспечивала четкую, хорошо налаженную работу отраслей деятельности. Уставный фонд системы потребительской кооперации Волгоградской области на 1 января 1989 г. определился в сумме 158,6 млн. руб., собственные оборотные средства составляли 95,4 млн. руб. Потребительская кооперация 70-80-х гг. являлась органичной частью агропромышленного комплекса, "принимала участие на всех стадиях воспроизводства его конечного продукта, но главным образом - в сфере обмена". Доводя товары непосредственно до потребителя, она служила связующим звеном между производством и потреблением. В 80-е годы доля потребительской кооперации в розничном товарообороте СССР составляла 27%, в обороте общественного питания - около 20%. Торговля играла доминирующую роль во всей деятельности потребительской кооперации. В структуре розничного товарооборота кооперативной торговли в конце 80-х годов наблюдалось изменение соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в сторону увеличения доли последних, что говорит, в целом, о росте благосостояния сельского населения.

Страницы: 1 2 3 4

Воспоминания участников августовских событий как исторические источники
Воспоминания очевидцев и участников короткого противостояния августа 1991-го, за это время, безусловно, публиковались. И в периодике, и отдельными книжками. Редкий политик, будь то "путчист" или "демократ", избежал соблазна описать те дни в своих мемуарах, расставить постфактум нужные ак ...

Политическое положение каганата.
Столицей каганата являлся город Суяб. Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Китайцы и ранее неоднократно совершали вторжения в пределы каганата и захватывали города Тараз и Ташкент. В сражение против арабов под Атлахом карлуки тоже принимали участие, чтобы отвес ...

Принижение роли народных масс в достижении победы над фашизмом
Народы мира явились подлинными творцами победы над фашизмом во второй мировой войне. Десятки миллионов людей взялись за оружие, чтобы в рядах вооруженных сил отстоять свою независимость, спасти семьи от фашистского разбоя. Руками тех, кто оставался в тылу, ковалось оружие необходимое для уничтожения фашистс ...