История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы
Страница 2

Материалы » Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы » Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы

Меры, принятые правительством, дали свои результаты. В 1945 году по стране было открыто около 25 тыс. магазинов и торговых палаток; в 1946 г. - 40 тыс., в 1947 г. - более 60 тыс. К концу 1947 г. в стране насчитывалось 256 магазинов и 89,3 тыс. палаток. Количество предприятий общественного питания возросло с 73,4 тыс. на конец 1945 г. до 82,1 тыс. к концу 1947 г. В 1950г. товарооборот кооперативных организаций по Сталинградской области составил (сельская местность) 838,5 млн. руб. (в 1940 г. - 488,3 млн. руб). Доля кооперативных организаций в товарообороте - 70%, по г. Сталинграду главенствующую роль занимала государственная торговля, товарооборот городской кооперации составил 33,6 млн. руб., или 2%. К концу послевоенной пятилетки спросом начинают пользоваться непродовольственные товары (как видно из приведенных выше диаграмм, в военные годы востребованность продовольственных товаров была значительно выше непродовольственных). В Сталинградской области в 1950 г. продовольственные товары занимали 57,5%, непродовольственные - 41,8%. Не только товарооборот характеризовал состояние системы потребительской кооперации Сталинградской области после войны. К 1948 году была полностью восстановлена вся довоенная производственная мощность хлебопекарен, 1950 г. была восстановлена основная масса разрушенных производственных и торговых предприятий. Были, конечно, в работе и значительные трудности. Так, успешно начавшийся 1946 год - первый послевоенный - был отмечен необычайно сильной засухой, которая охватила значительную территорию европейской части страны (такого стихийного бедствия не было с конца XIX века). В связи с неурожаем намеченная на 1946 год отмена карточек была перенесена на 1947 год, в то же время произошло существенное сокращение контингента снабжаемого хлебом населения, преимущественно, за счет сельских жителей, а также сокращение фондов коммерческой торговли хлебом. Однако централизованная система распределения товарных ресурсов позволила обеспечить на определенном, хотя и весьма низком, уровне снабжение социально незащищенных категорий населения.

Некоторые из новых форм работы системы потребительской кооперации, освоенных в условиях военного времени, не потеряли своей актуальности и в последующие годы. На III Всесоюзном съезде потребительской кооперации (1948 г) были приняты решения о развитии торговли товарами широкого ассортимента, активного расширения собственного производства, расширения хлебопечения и общественного питания, заготовок и закупок сельхозпродуктов. На этом же съезде была определена цель работа сельских потребительских обществ - удовлетворение спроса тружеников села на товары, предметы и услуги.

В послевоенное время продолжала развиваться торговая, заготовительная, производственная деятельность потребительской кооперации. Меньшее распространение получила организация бытового обслуживания населения, снижается активность потребительских обществ в плане заготовки дикорастущих плодов и ягод, что было обусловлено меньшей востребованностью. Не находит дальнейшего развития организация подсобного хозяйства, лова рыбы - эти направления деятельности отходят, соответственно, совхозам и рыбхозам. В целом, потребительская кооперация, поддерживаемая государственными органами, довольно быстро наращивала обороты своей деятельности, достигнув наибольшего развития к концу 80-х гг. XX в. Торговая сеть на 1 января 1988 года была представлена 4449 магазинами, торговой площадью 250,8 тыс. м.; членов - пайщиков по Волгоградской области - 512,3 тыс. чел., что составляло 75% всего взрослого населения области. Довольно широко была развита продажа товаров, закупленных по договорным ценам, в магазинах "сельхозпродукты". Таких предприятий в области работало 379. Значительное развитие получило общественное питание. В 1988 году в области работало 512 предприятий общественного питания на 22223 места. Дальнейшее распространение получила организация заготовок. К 1 января 1989 г. в области работало 420 приемозаготовительных пунктов, 63 овощехранилища, емкостью 17,5 тыс. тонн, 2 фруктохранилища емкостью 1550 тонн. Система потребительской кооперации закупала мясо, птицу, кроликов, масло животное. (Функции по закупке скота и молока у населения были переданы хозяйствам агропрома). Производственная деятельность была представлена хлебопекарнями (на 1 января 1989 г. - 148 предприятий); колбасными цехами (41 цех); предприятиями по производству безалкогольных напитков (22) и консервными заводами (на 1 января 1989 г. по области их насчитывалось З). Развитие получило транспортное хозяйство потребительской кооперации (В 1988 г. - в системе насчитывалось 1971 автомобилей). Потребительская кооперация конца 80-х гг. имела довольно устойчивое положение, регулируемая государственными органами система обеспечивала четкую, хорошо налаженную работу отраслей деятельности. Уставный фонд системы потребительской кооперации Волгоградской области на 1 января 1989 г. определился в сумме 158,6 млн. руб., собственные оборотные средства составляли 95,4 млн. руб. Потребительская кооперация 70-80-х гг. являлась органичной частью агропромышленного комплекса, "принимала участие на всех стадиях воспроизводства его конечного продукта, но главным образом - в сфере обмена". Доводя товары непосредственно до потребителя, она служила связующим звеном между производством и потреблением. В 80-е годы доля потребительской кооперации в розничном товарообороте СССР составляла 27%, в обороте общественного питания - около 20%. Торговля играла доминирующую роль во всей деятельности потребительской кооперации. В структуре розничного товарооборота кооперативной торговли в конце 80-х годов наблюдалось изменение соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в сторону увеличения доли последних, что говорит, в целом, о росте благосостояния сельского населения.

Страницы: 1 2 3 4

Внешняя политика Ярослава в последние годы жизни
В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен первый митрополит ...

Успех новых идей в московском обществе.
Таковы были понятия о царской власти, которые пропагандировала известная часть, едва ли не большая, московского духовенства. Проповедь эта падала уже теперь на благоприятную, хорошо подготовленную почву. Великий князь Московский, сделавшись обладателем большей части Руси, сосредоточив в своих руках, огромны ...

Предпосылки реформ Петра 1.
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований,—важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его. деде и отце— царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась мн ...