История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Воцарение Лжедмитрия 1

Материалы » Смутное время » Воцарение Лжедмитрия 1

Одновременно распространился слух о том , что в Польше скрывается законный наследник престола- царевич Дмитрий считавшийся погибшим. Звали его, по официальной версий, Григорием Отрепьевым. Самозванец на самом деле происходил из мелких дворян, служил у бояр Романовых, а после ссылки постригся в монахи в Чудовом монастыре. Здесь он вскоре был замечен патриархом Иовом, который взял его к себе «для книжного письма». В Кремле, под впечатлением придворной жизни, интриг, у молодого честолюбивого авантюриста и родился план выдать себя за царевича, чудесно спасшегося от подосланных Годуновым убийц.

Самозванец Лжедмитрий, объявивший польскому князю Адаму Вишневецкому свою «тайну»: что он не монах, а сын Ивана Грозного, чудом спасшийся царевич Дмитрий. Князь Вишневский и сандомирский воевода Юрий Мнишек, дочь которого Марина предназначалась в жены тайно принявшему католичество новоявленному претенденту на русский престол, развернули активную деятельность по организации отрядов вторжения. Не терял времени и сам Лжедмитрий, в начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля. Король Сигизмунд 3 признал права Лжедмитрия на русский трон и дозволил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли.

Добровольцев удалось набрать немного: около тысячи польских шляхтичей, несколько сотен русских дворян-эмигрантов, а также отряды из донских и запорожских казаков всего около 4 тысяч человек. Осенью 1604 года отряды переправилось через Днепр недалеко от Чернигова, а не двинулось на Москву через Смоленск, где его уже ждали царские воеводы. Самозванец решил использовать в первую очередь ненависть жителей юго-западной окраины страны к царю Борису Годунову. Расправы царских воевод над мирными жителями не прибавили популярности царю, а Лжедмитрию 1обеспечили массовую поддержку. Силы самозванца быстро росли, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, в его отряды вливались крестьяне и посадский люд. 13 апреля 1605 года внезапно скончался Борис Годунов, армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью.

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву как «царь и великий князь Дмитрий Иванович». Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведён в патриархи. Таким образом, самозванец получил официальную поддержку духовенства. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля состоялось венчание Дмитрия на царство.

Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

Лжедмитрий отказался от всех обещаний, которые он раздавал польской шляхте и католической церкви. Не лучше дела обстояли и в Москве. Лжедмитрием оказались недовольны все: крестьяне, которым он ничего не дал, а только подтвердил крепостническое законодательство, феодалы, не веривший ему, польский король и православное духовенство. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.

Характер войны
Русско-турецкая война по своему характеру была войной за влияние в регионе с элементами завоевания, так как каждая сторона намеревалась в итоге отвоевать часть территории своего противника. ...

Имперская   идея   в  XIX   веке.
Быть русским, согласно этому воззрению, не значит быть великороссом, украинцем или белорусом по факту этнического происхождения. Быть русским — не значит быть православным по вероисповеданию. Быть русским — значит быть верноподдан­ным Императора Всероссийского, гражданином Империи, носи­телем имперской иде ...

Разделы Польши
В XVIII в. ослабленная внутренними неурядицами Речь Посполитая стала полем столкновения противоречивых интересов многих европейских держав. Франция рассматривала Польшу как барьер, который должен отгородить «цивилизованные страны» от растущего влияния «варварской империи» (России). Швеция и Турция восприним ...