История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Воцарение Лжедмитрия 1

Материалы » Смутное время » Воцарение Лжедмитрия 1

Одновременно распространился слух о том , что в Польше скрывается законный наследник престола- царевич Дмитрий считавшийся погибшим. Звали его, по официальной версий, Григорием Отрепьевым. Самозванец на самом деле происходил из мелких дворян, служил у бояр Романовых, а после ссылки постригся в монахи в Чудовом монастыре. Здесь он вскоре был замечен патриархом Иовом, который взял его к себе «для книжного письма». В Кремле, под впечатлением придворной жизни, интриг, у молодого честолюбивого авантюриста и родился план выдать себя за царевича, чудесно спасшегося от подосланных Годуновым убийц.

Самозванец Лжедмитрий, объявивший польскому князю Адаму Вишневецкому свою «тайну»: что он не монах, а сын Ивана Грозного, чудом спасшийся царевич Дмитрий. Князь Вишневский и сандомирский воевода Юрий Мнишек, дочь которого Марина предназначалась в жены тайно принявшему католичество новоявленному претенденту на русский престол, развернули активную деятельность по организации отрядов вторжения. Не терял времени и сам Лжедмитрий, в начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля. Король Сигизмунд 3 признал права Лжедмитрия на русский трон и дозволил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли.

Добровольцев удалось набрать немного: около тысячи польских шляхтичей, несколько сотен русских дворян-эмигрантов, а также отряды из донских и запорожских казаков всего около 4 тысяч человек. Осенью 1604 года отряды переправилось через Днепр недалеко от Чернигова, а не двинулось на Москву через Смоленск, где его уже ждали царские воеводы. Самозванец решил использовать в первую очередь ненависть жителей юго-западной окраины страны к царю Борису Годунову. Расправы царских воевод над мирными жителями не прибавили популярности царю, а Лжедмитрию 1обеспечили массовую поддержку. Силы самозванца быстро росли, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, в его отряды вливались крестьяне и посадский люд. 13 апреля 1605 года внезапно скончался Борис Годунов, армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью.

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву как «царь и великий князь Дмитрий Иванович». Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведён в патриархи. Таким образом, самозванец получил официальную поддержку духовенства. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля состоялось венчание Дмитрия на царство.

Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

Лжедмитрий отказался от всех обещаний, которые он раздавал польской шляхте и католической церкви. Не лучше дела обстояли и в Москве. Лжедмитрием оказались недовольны все: крестьяне, которым он ничего не дал, а только подтвердил крепостническое законодательство, феодалы, не веривший ему, польский король и православное духовенство. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.

Английская система управления колониями
Для укрепления своего политического господства в колониях Африки южнее Сахары министерство колоний Англии избрало метод так называемого непрямого или косвенного управления. Упрочение колониального режима связывалось с опорой на традиционную и полутрадиционную верхушку африканских обществ. Другими словами, у ...

Князь К.­В.Острозький
Поринаючи думками крізь багатовіковий простір та час у долю і життя одного із тисяч славних синів України, вікопомного князя К.­В.Острозького, осмислюючи його плідні справи і діяння на благо рідного народу і Вітчизни, відчуваємо і бачимо його потужну і ці­лющу життєву наснагу, велику творчу енергію, природн ...

Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности
Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. И ...