На королевской службеСтраница 2
В 1646 году Владислав IV начал тайные переговоры с казацкими старшинами Ильяшем и Барабашем и Хмельницким (в то время он был войсковым писарем) о помощи в турецкой войне. Казаки согласились развязать войну с Турцией и за это получили от короля грамоту на восстановление своих прав. Но до войны дело не дошло: вербовка войск вызвала страшное волнение на сейме, и король принужден был отказаться от своих планов. Грамота короля осталась у казаков и, по одним известиям, хранилась в тайне у Ильяша, по другим — у Барабаша. Когда король потерпел неудачу на сейме, Хмельницкий, путем хитрости, выманил королевскую привилегию у Барабаша или у Ильяша и задумал воспользоваться ею для отстаивания казацких прав. Многими историками утверждалось что Хмельницкий подделал королевскую грамоту чтоб начать подготовку к восстанию на, так сказать, "легальных" основаниях.
Может показаться, что Хмельницкий был в согласии с теми казаками — как реестровыми, так и не входящими в реестр, — которые были сторонниками увеличения размеров казачьей армии и требовали больших прав для казаков в составе польского государства. Будучи осторожным политиком, Хмельницкий стремился избежать каких-либо поспешных действий. Новые установления, введенные поляками в 1638 г., подчинили даже реестровых казаков жесткой дисциплине и строгому контролю со стороны польских властей. Но Хмельницкий умел ждать. Неудавшийся план короля Владислава использовать казаков для поддержки короны против сейма дал Хмельницкому возможность действовать. И он решил ее использовать.
Нежелание Хмельницкого поддерживать Барабаша и Караимовича в их примирительной политике, вызвало подозрения как у старших офицеров среди казацких старшин, так и у польских властей. Почувствовавшие это личные и политические враги Хмельницкого получили право безнаказанно оскорблять его. В это же время случай из личной жизни Хмельницкого резко изменил его образ действий относительно польского правительства, заставив его поднять украинский народ и стать во главе этого восстания, подготовленного всей политикой польского государства относительно казачества и вообще украинского православного населения в пределах Речи Посполитой. Польский субпрефект Чигирина, Д. Чаплинский, с молчаливого согласия его начальника префекта, совершил набег на владение Богдана Хмельницкого — Субботово, когда тот отсутствовал. Родственник Чаплинского, который участвовал в набеге, приказал выпороть младшего сына Богдана, и мальчик умер. Чаплинский похитил Елену, женщину, с которой Хмельницкий жил после смерти его первой жены Анны Сомковны и обвенчался с ней по католическому обряду. По всей видимости, у них был предварительный сговор.
Хмельницкий подал жалобу на Чаплинского в Чигиринский суд, но не получил удовлетворения. Он отправился искать правосудия в Варшаву, но и там ничего не добился. Положение усугубилось тем, что его имение — Субботово (Суботів) — было конфисковано. Тогда Богдан обратился за помощью к королю Владиславу. Помимо его собственного дела, он хотел узнать, намеревается ли всё ещё король расширять казачье войско. Владислав принял на приватной аудиенции Хмельницкого и нескольких сопровождавших его казаков. Официальной записи их беседы не осталось.
Битва за Днепр 1943 г.
Осенью 1943 г. развернулась битва за Днепр, в которой участвовали войска пяти фронтов. На первом этапе битвы за Днепр (Черниговско-Полтавская стратегическая наступательная операция с 26 августа по 30 сентября) советские войска развернули борьбу за освобождение Украины и Донбасса. 15 сентября немецкое команд ...
Период правления Никиты Сергеевича Хрущёва именуется «оттепелью». Оценивая внешнеполитическую деятельность Н.С. Хрущева, трудно придерживаться какой-то одной позиции. Мирные инициативы во внешней политике соседствовали у него с международными агрессиями. В целом к середине 60-х годов произошла определенная ...
Архитектура
В архитектуре середины XVIII в. господствовал стиль барокко, характеризующийся пышностью и вычурностью сооружений, ярким декором, стремлением к грандиозности и монументальности зданий. Выдающимися представителями барокко в России были: Ф.Б. Растрелли (иногда его творческий стиль относят к рококо — высшему п ...
