История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Кампучия в VI - VIII вв.
Страница 1

В начале средних веков кхмеры, обладатели высокой культуры поливного риса, наследники древних традиций городской жизни и международной торговли, занимали нижнее и среднее течение р. Меконг, бассейны его крупных притоков и Большого Озера.

Последние десятилетия существования раннеклассовой империи Бапном (Фунань) были заполнены ожесточенной междоусобной борьбой за власть нескольких политических центров. Один из них сложился на севере, в низовьях р. Мун, другой - в центре империи, третий - на юге. В конечном итоге крупным политическим центром стала Кам-буджа (Ченла) в бассейне р. Мун, правого притока Меконга, на территории современного Восточного Таиланда. Раздел империи в конце VI в. стал реальностью. В начале VII в. власть в Камбудже перешла к Читрасене (около 600-615), присоединившем к своим владениям и территорию центрального Бапнома.

Период распада империи Бапном и возникновения ряда новых государств в VI-VII вв. отмечен значительными социально-экономическими сдвигами в кхмерском обществе, связанными с процессом феодализации. С этого времени ускоренными темпами развивалось храмовое и светское крупное землевладение. Монархи и аристократы щедро дарили храмам также зависимых людей, не имевших семей и земельных участков (кньомов), чей социальный статус был близок к положению раба. Земельные дарения были особенно распространены на севере, где монархи и крупные землевладельцы располагали обширными фондами земли.

В VII-VIII вв. оформляется и укрепляется новая социальная организация кхмерского общества, более развитая, чем в раннеклассовом Бапноме. Данные эпиграфики позволяют представить многие детали социально-экономической жизни. В обществе сочетались элементы рабовладельческого и феодального укладов. Объектом извлечения ренты-налога были юридически свободные члены сельских общин (анаки). Они не только выплачивали государству налоги и подати, но и отбывали трудовую повинность или государственную барщину, служили в армии. Их труд использовали для расширения площадей запашки, расчистки полей, строительства ирригационных систем. Однако часто возделанные их руками поля государство передавало частным владельцам, чем способствовало развитию крупного феодального землевладения. Правда, такая практика имела и некоторые ограничения. Так, для передачи нови требовалось согласие анаков соседних деревень. Деревня-община могла судиться по этому вопросу даже с храмами.

В среде светских землевладельцев стали выделяться хозяева больших обрабатываемых площадей, где использовался труд кньомов. Последние постепенно приближались к статусу феодально-зависимых крестьян, они могли уже обзаводиться семьями, но и в VII-VIII вв. их еще продолжали продавать и дарить как в одиночку, так и семьями. Обязанности кньомов еще не фиксировались и значит не ограничивались. Труд кньомов использовался также во владениях священнослужителей.

Кадры низших чиновников поставляла деревенская верхушка, постепенно обособлявшаяся от массы свободных общинников. Чиновников более высоких уровней набирали из числа мелких землевладельцев, а верхушка управляющего аппарата пополнялась за счет более крупных землевладельцев. На самом верху общественной пирамиды находилась светская и духовная знать, обладатели высших титулов "людей священной государственности". В этом отождествлении божественного и государственного уже в VII в. были заложены основы культа бога-царя. Служители ведомства духовных имуществ составляли важную категорию чиновников государственного аппарата.

Помимо деревень анаков, мелких и крупных держаний светских феодалов, существовали владения духовных лиц, вишнуитских и шиваитских храмов и буддийских монастырей. Их земли также обрабатывали кньомы, поселенные маленькими группами рядом с полями. Нередко светский феодал часть своих земель посвящал построенному им же храму и тем самым становился совладельцем доходов с храмовой земли.

Источники, которыми располагают историки, позволяют считать, что крупные феодалы сами не вели хозяйства. Для них была характерна практика дарения обрабатываемых земель, широко распространились операции по продаже и закладу земель. Если на севере в долине р. Мун, где шел интенсивный процесс поднятия нови, были в обычае дарения, то в центре страны, на старых землях, чаще прибегали к купле-продаже как полей, так и садов и огородов. Все операции с землями утверждались монархом. Он же предоставлял различные иммунитеты землевладельцам. Кроме того, продажа давно освоенных земель в центре страны предполагала согласие и правителей городов. Новые их владельцы принимали на себя все обязанности старых хозяев перед государством.

Страницы: 1 2

Начало восстания
Азербайджанские революционеры в конце апреля 1920 г. захватили власть в Тавризе. Это был демократический переворот, который оказал влияние на национально-демократическое движение в стране. Наиболее сильное национально-освободительное движение в Иране в 1919-1920 гг. происходило в Гиляне. Здесь было провозгл ...

Идейная борьба в Боливии в 20-30-е годы XX века
Логическим завершением социально-экономических процессов первой четверти ХХ века и изменений социально-классовой структуры общества в Боливии стал глубочайший кризис господствующей идеологии. Отказ общества от устоявшихся представлений и концепций привел к «идейной революции», завершившей идейные поиски пок ...

Платон Афийский
Великий мыслитель, основатель Академии – философской школы, Платон Афийский родился в 427 г. до н. э. и дожил до 347г. до н. э. Основанная им философская школа просуществовала почти 1000 лет – до 529г. н. э. Платон занимался вопросами сотворения Мира. На вопрос, каким образом мог появиться гармонично устрое ...