История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Введение
Страница 1

Актуальность проблемы. Немногие из участников Белого движения и их «попутчиков» - гражданских беженцев дожили до того светлого дня, когда Россия признала их. Мало кто из них мог предположить, что расстанется с Отечеством навсегда, и пройдёт ещё семь десятилетий, прежде, чем народы бывшего СССР перестанут смотреть на них как на своих врагов.

Научным и нравственным долгом Российским историков, и не только историков, является сегодня восстановление исторической справедливости и возрождение связи с соотечественниками, которые в результате великих потрясений 1917 года вынуждены были искать спасения на чужбине. Исходным моментом в решении этой задачи является исследование первоначального расселения самоорганизации остатков вооружённых сил и гражданских беженцев в 1920 годах в Турции и Балканских государствах.

Объектом исследования является процесс эмиграции участников Белого движения и гражданских беженцев во время гражданской войны в России в Балканские государства, Турцию и страны восточной Европы, а также процесс формирования уникальной социально-политической и духовной среды русской эмиграции.

Предметом исследования является непосредственное влияние русских эмигрантов на внутреннюю жизнь (политическая, социальная, духовная сферы) Балканских государств в 20-30-е годы ХХ века.

Территориальные и хронологические рамки: Россия (юг России, Крым) 1918-1920г-начало эмиграционного процесса - Константинополь (Турция) Балканские государства 20-е – 30-е годы.

Цель исследования - выяснить каково было влияние русских эмигрантов на внутреннюю политику Балканских государств в 20-е–30-е годы ХХ века

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть процесс эмиграции русских и их пребывание в гражданских и военных лагерях.

Описать передвижение русских эмигрантов из Турции и военных лагерей в государства Балканского полуострова.

Охарактеризовать отношение правительств и непосредственно народа данных государств к русским беженцам, а также их готовность принять эмигрантов.

Рассмотреть деятельность российских и международных правительственных и общественных организаций по оказанию помощи беженцам.

Выяснить каково было материальное положение эмигрантов, их нравственное состояние и политические настроения, создание русских учебных культурных заведений, общественных организаций.

В данной работе использованы следующие методы исследования:

Идеографический метод: возникновение Зарубежной России – уникальное явление, вызванное конфликтом с политическим режимом Советской России. После октябрьских событий 1917 года люди опасались преследований на родине. Политическая история Зарубежья – это история поиска русской эмиграцией путей развития России. Понятие «Зарубежная Россия» отражает существование за границей как бы второй (малой) России, так как в эмиграции оказался весь политический, научный, культурный, военный и социальный спектр российского государства.

Картографический метод: из источников и литературы можно отследить пути передвижения русских эмигрантов с юга России и из Крыма в Турцию, затем их расселение по беженским и военным лагерям, затем их перемещение в Балканские государства (их численное расселение по государствам).

Ретроспективный метод: существование эмиграции требовало создания государственных институтов, образовательных и академических учреждений театральных и музыкальных обществ, юридических структур и политических партий.

Приемы социологического исследования: в работе приведены таблицы численного расселения русских эмигрантов по Балканским государствам (Сербия, Болгария, Румыния, Греция), а также таблицы количественного и процентного соотношения беженцев по их профессиональной принадлежности (по данным русского командования на апрель 1921 г (из ГАРФ).

Изученность темы (историография проблемы) В Советской России изучение белой эмиграции вообще и данной проблемы, в частности, началось уже в первой половине 20-х годов ХХ века. Среди авторов первых статей были как профессиональные историки, так и непосредственные участники процесса эмиграции. Однако с конца 20-х годов ввиду идейной борьбы с «врагами народа» объективное изучение эмиграции стало невозможным. С конца 70-х годов после длительного забвения данной темы в советской историографии вышли в свет несколько исследований по истории Российского зарубежья: Комин В.В. «Крах российской контрреволюции за рубежом». Калинин, 1977г; Барихновский Г.В. «Идейно-политический крах белой эмиграции и разгром внутренней контрреволюции (1921 – 1924 гг.)». Л., 1978. Однако данные авторы не ставили своей целью и не рассматривали изучение конкретных сторон жизни эмигрантов в Турции, на Балканах и странах Восточной Европы. Они пытались политическую историю эмиграции и доказать обречённость её идейной борьбы.

Страницы: 1 2

Первая русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Усиление в XVIII в. позиций России на международной арене беспокоило многие страны и, в том числе, и Османскую империю. Турецкое правительство не сомневалось в том, что, накопив достаточно сил, российские монархи будут стремиться к пересмотру условий Прутского (1711 г.) и Белградского (1739 г.) договоров и ...

Восстание 1929 года
В августе 1929 года в результате спора из-за Стены плача в Иерусалиме произошли столкновения между палестинцами и евреями, с обеих сторон было убито 220 человек и 520 получило увечья; прежде чем удалось восстановить порядок, из-за пределов Палестины пришлось вызвать английские подкрепления, включая самолеты ...

Панславизм
Если империализм — это соблазн государственной мощи, то панславизм стал для России "соблазном крови", попыткой соделать национальный фактор опорой русского бытия. Согласно этому мировоззрению, историческая миссия Рос­сии состоит в том, чтобы объединить единокровных братьев-сла­вян, образовать м ...