История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Поездки Срезневского на север и отчёты о них.
Страница 1

Срезневский начинает свои знаменитые поездки на север в поисках рукописей среди населения. При организации археографических экспедиций Срезневский пользовался поддержкой Отделения русского языка и словесности, предоставлявшего средства на разъезды, на приобретение рукописей, на печатание отчётов, описаний и т.д.

Во время первой поездки, в мае-июне 1901 года, Срезневский посетил Вологду и уездные города этой губернии: Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск и Кадников с уездом. В заключение проехал по Двине до Архангельска. Задачей Срезневского было: разыскание и приобретение рукописей для Первого Отделения Библиотеки Академии наук. С этой целью Срезневский обследует в посещённых им городах состояние рукописных собраний при церквах, монастырях, государственных и церковных учреждениях, знакомится с частными собраниями и их собирателями. Краткие описания этих собраний с перечнем наиболее ценных рукописей и документов, появившихся в отчёте Срезневского, ввели в научный оборот новые материалы. За эту поездку Срезневский приобрёл 36 рукописей 16 – 18 веков, столбцы крестьянской ветви Строгановых (30 столбцов), пошехонские столбцы 17 в.( документы вотчин князей Ухтомских и дворян Кузьминых), издания времени Петра I и другие материалы. Главный источник приобретения старины Срезневский видел в сделках с частными лицами. Причём, основными поставщиками старины, по мнению Всеволода Измаиловича, являются те люди, которые держат старину «случайно, большей частью как наследство от родственников». Найти таких людей и является задачей археографа. Срезневский предлагает методику расспросов населения.

Вторую поездку Срезневский осуществил в июне 1902 года уже в три губернии: Олонецкую, Вологодскую, Пермскую. Итогом его работы явился «Отчёт по отделению русского языка и словесности императорской Академии наук о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губернии (июнь, 1902г.)» Из отчёта видно, что Срезневский продолжал знакомство с местной стариной. Особенно тщательно описаны хранилища церквей Каргополя, Собрания Коряжемского монастыря и 2 частных собрания Екатеринбурга.

После первой экспедиции Срезневский говорил о неподвижности местных собраний. В отчёте о второй экспедиции можно прочитать весьма горькие слова о состоянии этих местных собраний. Выслушав жалобы монахов Коряжемского монастыря на то, что много документов увезено в Петербургский археологический институт, Срезневский воскликнул: «Но хорошо, что они хоть не погибли, как обыкновенно погибают рукописи в руках безграмотных иноков и в особенности инокинь». Срезневский порицает тех местных исследователей, которые скорбят о старине, перешедшей в столицы, но мало печалятся о гибнущих рукописях на месте, не думают описывать то, что хранится в разных монастырях. Сетует он и на тех священников, которые, стремясь якобы к охране рукописей, переплетают их, срезая текст снизу и сверху, ставят ведомственные печати на текст и т.д. В отчёте Срезневского отмечается факт значительного распространения древнерусской книжности в Каргопольском уезде. Всего в 1902 году от частных лиц, преимущественно в Каргопольщине, он приобрёл 137 рукописей, 15 старопечатных книг, много лубочных изданий.

В июне 1903 года Срезневский посетил Петрозаводск, Заонежье. Осмотрев хранилища в городах лишь бегло, Срезневский главное внимание уделил обследованию сельских местностей. Крестьянский район – Заонежье удивил Срезневского богатой стариной. Всеволод Измаилович указал на то, что древняя книжность сохраняется лучше там, где сильно влияние старообрядчества. Он вывел даже своеобразный «закон»: «степень уважения к старой книге и знание её оказывается обратно пропорциональным развитию общей грамотности и православия».

Страницы: 1 2

Статус женщины после принятия христианства
Принятие Христовой веры должно было изменить положение вещей в древней Руси, изменить характер ее жизненной деятельности, характер ее представителей и героев. И умственный, и нравственный образ русского человека начинает мало-помалу изменяться. Святая вера смягчает языческие нравы и обычаи. Но, естественно ...

Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения
«Славу и авторитет Сагайдачный завоевал не только своими ратными подвигами. Он был выдающимся культурно-просветительным деятелем своего времени. При его содействии в Киеве была создана ячейка, к которой принадлежали И.Борецкий, Е.Плетенецкий, К.Сакович, М.Смотрицкий и другие»[30] Известный историк М.Грушев ...

Защита Польши,  предотвращение турецкого наступления на Европу
В 1620 году состоялась Цецорская битва, в ходе которой польские войска были на голову разгромлены турками. Погиб коронный гетман (главнокомандующий) С.Жолкевский (бывший победитель с.Наливайко), часть польских военачальников попала в плен. Украинская летопись объясняет причины поражения поляков тем, что се ...