История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Военные реформы. Создание флота.
Страница 1

Объективные потребности страны в морских путях, необходимых для развития товарно-денежных отношений и стремление преодолеть крайне неблагоприятное международное положение неизбежно подталкивало Россию к войне, требующей максимальной централизации власти и мобилизации всех ресурсов.

Внутренние преобразования, осуществлённые Петром I, послужили основой беспрецедентных для России успехов на международной арене. Пётр I сумел направить все ресурсы страны для решения насущных внешнеполитических задач. На военные нужды в первые десятилетия XVIII в. шло ¾ всех государственных доходов. По точному определению В.О. Ключевского, война, длившаяся почти всё царствование Петра I, указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приёмы. Преобразовательные меры Петра I следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. [2; с. 47]

Логический путь, пройдённый реформами Петра, следующий:

1) Война требует войска, значит, надо создать армию, одеть, прокормить её, пополнять постоянную значительную убыль в войсках, обзавестись артиллерией, возвести крепости и т.д. – следовательно, необходимо проводить военную реформу.

2) Содержание армии требует денег – значит, необходима финансовая реформа.

3) Армии нужны солдаты и офицеры – значит, следует изменить систему несения воинской повинности, распределить её тяготы между сословиями, отсюда – необходимость реформы сословной.

4) Войску нужно материальное обеспечение, стало быть, необходимо наладить производственную деятельность, поэтому принимаются меры экономического и коммерческого характера.

5) Чтобы обеспечить выполнение всех этих реформ, необходим государственный аппарат, значит, следует проводить реформу управления.

6) Военное дело, управление, экономика требовали людей с определённым опытом и знаниями, отсюда – меры просветительского характера. [4; с. 212-213]

Пётр I упразднил войска старого типа, уничтожив стрелецкие полки (после стрелецкого восстания в 1698 г.), постепенно ликвидировал дворянские конные ополчения, привлекая дворян к службе в резервных войсках, которые стали единственным видом полевых войск. Была введена воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (от 20 дворов по одному рекруту). [2; с. 48]

Взятые в рекруты освобождались от крепостной зависимости, но попадали в зависимость ещё худшего свойства. Пётр строго обязал всех дворян нести военную службу и начинать её с солдатского чина.

К концу правления Петра I Россия располагала армией в 200 тысяч человек. [2; с. 48]

Выпестованная Петром I регулярная армия во всём разнообразии её институтов и однообразии принципов заняла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом.

Для обучения солдат и офицеров в 1716 г. был издан (при участии самого царя в его составлении) «Устав воинский», обобщавший 15-летний опыт непрерывных вооружённых войн России. Для обучения офицеров ещё в 1698-99 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале XVIII в. были созданы математическая, навигационная (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургические школы. Пётр I положил начало кораблестроению в России и при нём русский флот стал одним из сильнейших в Европе. Корабельные верфи строили в торговых городах – Петербурге, Архангельске, Воронеже, в Казани и других местах. Общая численность экипажей включала около 28 тысяч, были составлены первые морские карты и атласы, а в 1720 г. был издан подробный Морской устав. [2; с. 48]

Начало строительства флота со всей остротой поставило вопрос о мастерах и морских офицерах, которых в России не было. И Пётр находит необычайно смелое решение данной проблемы – послать за границу молодых дворян для изучения морского дела. [5; с. 22]

Страницы: 1 2

 Жестокий образ ведения войны
Весною 1214 г. три монгольские армии снова вторгаются в цзиньские пределы. На этот раз они действуют по новой системе, выработанной на основании опыта предыдущих кампаний. При подходе к укрепленным городам монголы сгоняют народ из окрестностей и затем идут на штурм, гоня густые массы населения перед собой н ...

«Наступательная война» Советского Союза
Еще одним поводом для острых дискуссий историков является так называемая наступательная война Советского Союза. Очень много по этому поводу сказал И. Хоффман. Он и Суворов придерживаются того мнения, что советский союз готовился к войне с Германией. Гитлер начал войну с СССР только как превентивную меру, да ...

Организация партизанской борьбы против интервентов и белогвардейцев на Дальнем Востоке в 1918—1919 г.г.
Террористический режим интервентов и белогвардейцев с первых же дней встретил сопротивление со стороны трудящихся Дальнего Востока. Это сопротивление выражалось в форме массовых протестов, выступлений и восстаний. Рабочие промышленных центров, в особенности таких, как Владивосток, сразу же вступили в неприм ...