История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Учеба в университете

Павлов был страстно увлечен учебой в университет: Этому во многом способствовал отличный профессорско-преподавательский состав физико-математического факультета в тот период времени. Так в числе профессоров естественного отделения факультета были выдающиеся химики Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров, знаменитые ботаники А.Н. Бекетов и И.П. Бородин, известные физиологи Ф.В. Овсянников и И.Ф. Цион и др. "Это было время блестящего состояния факультета,- писал Павлов в "Автобиографии".- Мы имели ряд профессоров с огромным научным авторитетом и с выдающимся лекторским талантом".

Постепенно Павлова все больше и больше привлекала физиология, и на третьем курсе он решил посвятить себя этой бурно развивающейся науке окончательной этот выбор в большей мере был сделан под влиянием профессора И.Ф. Циона, читавшего курс физиологии И.Ф. Цион, ученик знаменитого немецкого физиолога К. Людвига, был не только талантливый ученый и искусный экспериментатор, но и блестящий лектор. Позднее Павлов вспоминал: "Я избрал главной специальностью физиологию животных и добавочной - химию. Огромное впечатление на всех нас, физиологов, производил Илья Фадеевич Цион. Мы были прямо поражены его мастерски простым изложением самых сложных физиологических вопросов и его поистине артистической способностью ставить опыты. Такой учитель не забывается всю жизнь".

Молодой Павлов не сразу разобрался в сложной и противоречивой личности Циона. Этот способный ученый обладал крайне реакционным мировоззрением. Несмотря на то, что Цион был рекомендован на кафедру физиологии Медико-хирургической академии И.М. Сеченовым, он Относился к прогрессивным взглядам "отца русской физиологии", в частности к его выдающемуся произведению Рефлексы головного мозга", весьма отрицательно. Будучи заведующим кафедрой физиологии в Медико-хирургической академии, он своими личными качествами - тщеславием, эгоизмом, карьеризмом, сребролюбием, высокомерным отношением к коллегам, а также неблаговидным общим поведением вызывал резкую оппозицию со стороны прогрессивных профессоров академии. Студенты открыто демонстрировали ему свое возмущение. В результате всего этого в 1875 г. Цион был вынужден покинуть сначала академию, а затем и Россию. Примечательно, что, будучи глубоким стариком, И.П. Павлов тепло и восхищенно вспоминал о любимом учителе в присутствии автора этих строк и других своих сотрудников. С большим сожалением и с досадой он говорил о деградации Циона, который, обосновавшись в Париже, совсем отошел от науки и стал заниматься реакционной публицистикой, какими-то сомнительными финансовыми операциям.

Русско-японская война 1904-1905 гг.
Без объявления войны в ночь на 26 января 1904 г. японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Таким образом, началась русско-японская война - первая крупная война России в ХХ веке. На военные цели Япония расходовала половину своего бюджета и всю контрибуцию. К 1903 она представляла соб ...

Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море
В течение всего времени оккупации, обвиняемые, с целью терроризирования жителей, убивали и мучили граждан, жестоко обращались с ними и заключали их в тюрьмы без законного судебного процесса. Убийства и жестокое обращение производились разными способами, включая расстрелы, повешение, отравление газом, довед ...

Военные и политические итоги войны
Россия окончательно утвердилась на Черном море и в завоеванной Новороссии. Там начали возникать города — первые из них Севастополь (1783 г.) и Одесса (1794 г.). Неосвоенные пространства заселялись колонистами (немцами, греками, сербами), русскими, украинцами, раскольниками. Быстро развивались здесь капитали ...