История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).
Страница 4

Материалы » Человек тыла его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны » Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).

Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина Павловна Бисярина:

«Однажды во время посещения омского эвакогоспиталя я была свидетельницей следующего. К начальнику госпиталя обратилась группа мальчиков и девочек за разрешением выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были школьники - дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного артиста Р.Н.Симонова. www.psexplorer.ru

Среди шумных аплодисментов запомнился мне стук костылей - это был особый звук.

Навсегда в моей памяти сохранились минуты, когда раненые получали подарки от детей. Они принесли их с собой. Это были рисунки, самоделки, носовые вышитые платочки и даже куски пирогов, ватрушки и другое. При этом нередко можно было видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами: «Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось…». Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея театра.

Надо отметить, дети в те годы были оптимистами. Достаточно было посмотреть на их рисунки. В самое тяжкое время, когда становилось невмоготу дышать, мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу.

Потом раненые попросили ребят написать письма родным. Быстро нашлись бумага, карандаши. Эти письма нельзя было читать без слёз. Если вдуматься в эти письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне.

Надолго мне запомнилось, как измученные и страдающие лица находили для детей улыбку и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь царили в такие торжественные минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них несравнимое, лучшее духовное лекарство!»

Кроме самодеятельных, в городе активно выступали с концертами профессиональные артисты. Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров, преподавателей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.

Песня помогала жить и труженикам села. Сельский клуб собирал на посиделки солдаток, долгими зимними вечерами готовящих для фронтовиков тёплые рукавицы и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов, тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора. Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 - 1944гг. смотре художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой.

Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас. Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых - свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из них - участники самодеятельности военных лет.

Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь омских театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская, был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли «Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах. Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых из госпиталей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

История развития партизанского движения
Понятие "партизаны" возникло в XVIII веке, и обозначало первоначально самостоятельные действия отдельных от армии легких отрядов, направляемые преимущественно в тыл и на фланги противника. Такие отряды, главным образом кавалерийские, которым ставилась задача нарушать коммуникации, носили французск ...

Подавление левых большевиков
Сталин понимал, что в условиях, когда оппозиция оказывается права в споре о стратегии большевизма, когда вот-вот придется принять ее предложения почти по всем экономическим и внешнеполитическим вопросам, чисто политическими методами проблему борьбы за лидерство не решить. Распространение оппозиционных матер ...

Соотношение прав и законов исполнительной и судебной властей
Несомненно, на протяжении всего периода исполнительная власть имела преимущество над судебной сластью. Исполнительная власть имела право на издание различного рода подзаконных нормативных правовых актов обязательных для судебной власти и зачастую они применялись подменяя собой законы. Не о какой объективнос ...