История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).
Страница 5

Материалы » Человек тыла его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны » Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).

В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный из Москвы после того, как его здание было разрушено бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в Омске немало творческих друзей и вплоть до августа 1943 года работали вместе с нашим драматическим театром поочерёдно - 3 дня в неделю шли спектакли вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого патриотического звучания - «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.

Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В 1942г. Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре «Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром - постановщиком спектакля «Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару.

Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах.

В городе продолжали работать открытые накануне войны театр юных зрителей и театр кукол. Вписались в театральную семью города и эвакуированный к нам Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы Сталинградской оперетты. У каждого находился свой зритель, хотя работать приходилось в трудных условиях - ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова, затем на некоторое время переехал в Тару, а когда вновь вернулся в Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то оставил часть своей труппы в приютившем его районном центре. Вокруг этой части труппы сформировался самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший вплоть до пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её детища находили живой отклик у горожан.

О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский драматический» С.Яневская.

«В феврале 1944г. вышел приказ по Омскому драматическому театру: «Актёров тт.Спроге и Теплова полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой отдела искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду вошло семь человек.

«Когда мы ехали на фронт, - говорил А.Ф.Теплов, - то не были уверены в своей необходимости там. Идёт наступление, непрерывные бои изматывают людей, им бы отдохнуть, а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят? Но уже первый концерт показал, насколько сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись к нам доверчиво и жадно, и хотелось отдать им всё, на что были способны».

Репертуар фронтовой бригады состоял из песен, танцев, водевилей, юмористических рассказов. Теплов и Спроге вели парный конферанс и играли скетчи «Рядовой Шульц», «Жених и папенька».

…За полтора месяца поездки было немало трогательных встреч с земляками. Лишь приезжали в часть, сразу находились люди, встречавшие омичей возгласами: «Наши приехали!» Понятие «наши» необычайно расширялось. Так их называли все, кто имел малейшее отношение к Сибири. Слово «наши» произносилось с такой теплотой и нежностью, словно артисты и солдаты жили рядышком - дом к дому, окно в окно. И когда они вернулись домой и прошло много времени, это душевное тепло людей фронта их грело - словно прикоснулись к чему-то большому, надёжному и светлому…

Спектакли, фронтовые бригады, концерты в госпиталях, у сельского населения, в мобилизационных пунктах - так работал тогда весь советский театр. И в том числе Омский драматический.

Сейчас трудно себе представить, что в городе, где рабочий день продолжался 12-14 часов, а транспортные связи были очень ненадёжными, в кинотеатрах всегда толпились люди. И пристойных мест показа было мало - кинотеатры «Художественный», «Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а также деревянный «Гигант», что размещался в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И фильмов выпускалось в военную пору по 10-20 в год, но их смотрели по нескольку раз. Особенно злободневными считались киносборники, спецвыпуски: «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», «Ленинград в борьбе», документальные фильмы «День войны», «Народный мститель», «Сталинград» и другие. Это были живые зарисовки с фронта, они привлекали всеобщее тревожное внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

 Продвижение по Северной Двине
После взятия Архангельска был сформирован флот для действий на судоходных реках Северная Двина и Вага, состоящий из 11 мониторов, а также захваченных в городе тральщиков и канонерских лодок. Он являлся основной силой интервентов, неоднократно помогая наземным войскам огнём своих пушек и отдельными десантами ...

III съезд РСДРП
В апреле 1905 года был созван в Лондоне III съезд Российской социал-демократической партии. На съезд съехались 24 делегата от 20 большевистских комитетов. Были представлены все крупные организации партии. Меньшевики отказались от участия на III съезде и решили созвать в Женеве свой съезд, который назвали ко ...

Заключение.
В 2003 году исполняется 58 лет со дня Победы Советского Союза над фашистской Германией. На мой взгляд, не многие среди нас придают должное значение этому событию. Ещё меньше тех, кто вообще задумывается над тем, какова роль этого события в истории. Но всё-таки есть такие, кто хочет знать, что происходило н ...