Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной
войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).Страница 5
В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный из Москвы после того, как его здание было разрушено бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в Омске немало творческих друзей и вплоть до августа 1943 года работали вместе с нашим драматическим театром поочерёдно - 3 дня в неделю шли спектакли вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого патриотического звучания - «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.
Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В 1942г. Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре «Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром - постановщиком спектакля «Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару.
Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах.
В городе продолжали работать открытые накануне войны театр юных зрителей и театр кукол. Вписались в театральную семью города и эвакуированный к нам Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы Сталинградской оперетты. У каждого находился свой зритель, хотя работать приходилось в трудных условиях - ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова, затем на некоторое время переехал в Тару, а когда вновь вернулся в Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то оставил часть своей труппы в приютившем его районном центре. Вокруг этой части труппы сформировался самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший вплоть до пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её детища находили живой отклик у горожан.
О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский драматический» С.Яневская.
«В феврале 1944г. вышел приказ по Омскому драматическому театру: «Актёров тт.Спроге и Теплова полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой отдела искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду вошло семь человек.
«Когда мы ехали на фронт, - говорил А.Ф.Теплов, - то не были уверены в своей необходимости там. Идёт наступление, непрерывные бои изматывают людей, им бы отдохнуть, а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят? Но уже первый концерт показал, насколько сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись к нам доверчиво и жадно, и хотелось отдать им всё, на что были способны».
Репертуар фронтовой бригады состоял из песен, танцев, водевилей, юмористических рассказов. Теплов и Спроге вели парный конферанс и играли скетчи «Рядовой Шульц», «Жених и папенька».
…За полтора месяца поездки было немало трогательных встреч с земляками. Лишь приезжали в часть, сразу находились люди, встречавшие омичей возгласами: «Наши приехали!» Понятие «наши» необычайно расширялось. Так их называли все, кто имел малейшее отношение к Сибири. Слово «наши» произносилось с такой теплотой и нежностью, словно артисты и солдаты жили рядышком - дом к дому, окно в окно. И когда они вернулись домой и прошло много времени, это душевное тепло людей фронта их грело - словно прикоснулись к чему-то большому, надёжному и светлому…
Спектакли, фронтовые бригады, концерты в госпиталях, у сельского населения, в мобилизационных пунктах - так работал тогда весь советский театр. И в том числе Омский драматический.
Сейчас трудно себе представить, что в городе, где рабочий день продолжался 12-14 часов, а транспортные связи были очень ненадёжными, в кинотеатрах всегда толпились люди. И пристойных мест показа было мало - кинотеатры «Художественный», «Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а также деревянный «Гигант», что размещался в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И фильмов выпускалось в военную пору по 10-20 в год, но их смотрели по нескольку раз. Особенно злободневными считались киносборники, спецвыпуски: «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», «Ленинград в борьбе», документальные фильмы «День войны», «Народный мститель», «Сталинград» и другие. Это были живые зарисовки с фронта, они привлекали всеобщее тревожное внимание.
Эволюция Российской империи с начала XVIII века до
1917г.
Зигзаги во внутриполитическом развитии страны, особенно за время от Петра I до Екатерины II, не остановили, естественно, поступательного развития экономики государства. Его потребности в быстро меняющейся мировой конъюнктуре, импульсы, данные петровскими реформами, диктовали продолжение курса на рост промыш ...
Тенденции развития
потребительской кооперации в послевоенные годы
В послевоенные годы основным направлением деятельности системы потребительской кооперации продолжало оставаться начатое в 1943 г. восстановление хозяйства, особенно материально-технической базы системы потребительской кооперации, разрушенной войной. Продолжая ориентацию на постановление от 21 августа 1943 г ...
Преступления против
человечности.
Все обвиняемые совершили преступления против человечности в период с 1939 года по 8 мая 1945 года в Германии и на территориях, оккупированных германскими вооруженными силами начиная с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в открытом море. Обвиняемые проводили политику преследования ...