История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Последствия религиозно-политической реформы эхнатона
Страница 3

Материалы » Религиозно-политические реформы фараона Эхнатона » Последствия религиозно-политической реформы эхнатона

Ненависть к Эхнатону и торжество победившей реакции наиболее полно проявились в попытке уничтожить всякую память о реформаторе и его деяниях. Покинутый Ахетатон был разрушен до основания, великолепные статуи и рельефы были разбиты, гробницы опустошены. Враги Эхнатона позаботились и о том, чтобы даже имени его не осталось в памяти потомства. Имя Аменхотепа IV было вычеркнуто из официальных летописей; в случае необходимости (например, на суде) его называли не иначе как «преступник из Ахетатона». В одном гимне, дошедшем до нас со времен торжества реакции, поэт, видя запустение Ахетатона, восклицает: «Ты настигаешь того, кто преступает против тебя. Горе восстающему на тебя! Твой град непоколебим, а преступивший против тебя повержен. Мерзок восстающий на тебя, где бы то ни было. Солнце незнающего тебя заходит ., двор преступающего против тебя во мраке, когда вся земля освещена» [4, стр. 110].

Немилость сторонников старых порядков навлекли на себя и Сменхкара, и Тутанхамон, и Эйе. Что им поставили в вину – причастность ли к делу Эхнатона, уважение ли его памяти и почитание Солнца, или просто родственные узы – установить невозможно. Но только все четверо не считались впоследствии законными фараонами. Их годы правления прибавлены к годам царствования Хоремхеба, который в списке Манефона наследует сразу Аменхотепу III [7, стр. 26].

За первые двенадцать лет правления Аменхотепа IV в Египте произошел настоящий переворот. Потрясены были древние устои, уничтожено вековое господство Фив. Столицей стал новый город, выросший со сказочной быстротой в пустынном захолустье. Амон сделался предметом преследования, вместо сонма тысячи богов почитали одно Солнце, да и то под новым именем и в невиданном образе. Изобразительное искусство отошло от многовековых канонов. В литературный среднеегипетский язык влился разговорный новоегипетский.

Трудно сделать однозначный вывод, что послужило причиной религиозных реформ Эхнатона. Автор работы считает, что в данном случае «истина лежит где-то посредине». На начало реформ, конечно же повлияла борьба «немху» и жречества. Нельзя сбрасывать со счетов и личные качества царя-реформатора. Представляет интерес и версия Алексея Морозова; истории известны случаи, когда те или иные природные катаклизмы оказывали влияние на исторические события.

Громадные изменения за короткий срок! Однако быстрый насильственный разрыв с традицией чаще всего не может решить назревших проблем государства и общества. Пределы человеческой жизни слишком малы, чтобы втиснуть в них коренные изменения в обычаях и вере народа.

Солнцепоклоннический переворот не смог истребить тысячелетние догмы – реформа не дала ничего существенного средним слоям, а бедняков лишила надежды на заступничество Амона и загробное воздаяние в царстве Осириса. Господство номовой знати и жречества имело весьма прочные корни в экономике и идеологии. При этом, религиозная реформа Эхнатона, несомненно, послужила усилению монотеистических тенденций в религии египтян.

Враги Эхнатона сумели также использовать ухудшение положения «мировой» державы – неудачи есть следствие гнева старых богов. Поэтому победа над перестройкой, начатой Эхнатоном, внешне досталась сравнительно легко.

Страницы: 1 2 3 4 5

Отношения с Османской империей. Каспийский поход
Крымское ханство (вассал Османской империи) было традиционным противником Московского государства на южных рубежах. В 1687 и 1689 гг. русская армия под командованием боярина князя В.В. Голицына совершила походы в Крым, но они закончились неудачно. Для Петра I крымцы были не только беспокойным и агрессивным ...

Болгария в XIII в.
Болгария в XIII - XIV вв. являлась централизованной монархией. В ряду правителей Второго Болгарского царства есть очень яркие фигуры. Конец анархии и периоду многочисленных дворцовых переворотов был положен царем Калояном (1197-1207), которому удалось значительно раздвинуть границу его страны. Были освобожд ...

1918
Январь. 1 съезд эстонских социалистических воинов. Съезд послал приветственные телеграммы в Петроград – 3-му Всероссийскому съезду Советов и Совету Народных Комиссаров, заявив, что «первый съезд эстонских социалистических воинов собрался, чтобы создать добровольческую социалистическую армию, готовую стать б ...