Второй этап – «образ врага» в условиях холодной
войны в сентябре 1947 – августе 1949 гг.Страница 3
В искусстве признаками «космополитизма» были признаны декаденство, формализм, «искусство для искусства». Признаками вражеской деятельности считались также упоминания критикуемого о «всечеловечности» того или иного писателя, «преклонение» перед мировой наукой, культурным объединением Западной Европы, «общемировой еврейской культурой». Образ врага по-прежнему использовался для духовной изоляции СССР и навязывания работникам искусств и всему населению идеологических догм, выгодных номенклатуре.
Психологической обработке были подвергнуты и представители науки. Ю. Францев, А. Югов, академик М.В. Митин разоблачали генетику как расовую теорию современного, главным образом американского империализма. Содержание образа врага расширялось: Митин утверждал, что вейсманисты были «космополитическим отрядом» в биологии. Честь разгрома этого «немецкоамериканского лжеучения» Югов приписывал «ученому сталинской эпохи» Т.Д. Лысенко. Драматизируя ситуацию, «Литературная газета» все два месяца проведения кампании пыталась утвердить представление о некоем «заговоре» космополитов. С этой целью постоянно публиковались ничем не подтвержденные высказывания участников собраний о заговоре космополитов, использовалась терминология спецслужб. Одновременно с «разоблачением» деятельности так называемых космополитов продолжалась критика политики Запада. В I полугодии 1949 г. только «ЛГ» поместила более пятидесяти статей внешнеполитической направленности К. Симонова, К. Федина, В. Лациса и других, которые были посвящены борьбе за мир, против создания Северо-Атлантического союза и разоблачали американский образ жизни, создавая негативный образ США. Лично Ермилов считал наиболее удачными статьи А. Сурова «Американские гаулейтеры», посвященной разоблачению администрации по реализации «плана Маршалла», и В. Лукашевича «Кто угрожает американскому народу», в которой врагом народа назывались американские монополисты – производители оружия, не заинтересованные в мирной политике США. Таким образом, за счет шельмования маленькой группы творческих работников, ученых в обществе поддерживалось психологическое напряжение; внедрялся в массовое сознание новый образ врага и пресекались в зачатке идеи, развитие которых могло бы со временем привести к переоценке социально-экономических и политических структур советского общества. В коце марта антикосмополитическая кампания пошла на спад. За время ее проведения было «разоблачено» столько «космополитов», что возникла угроза существованию одной из основных идеологических догм – о моральнополитическом единстве советского общества. Несмотря на все усилия руководства СССР блок НАТО был создан 2 апреля 1949 г., и продолжение кампании могло бы создать впечатление, что кремлевские руководители нервничают и боятся.
В результате 29 марта 1949 г. на совещании редакторов центральных газет М.А. Суслов предложил газетчикам «осмыслить» ситуацию и прекратить публиковать «крикливые» статьи. Партийная установка была закреплена 7 апреля «Правдой», опубликовавшей последнюю статью антикосмополитической кампании – «Космополитизм – идеологическое оружие американской реакции», написанную Ю. Павловым. О внутренних «космополитах» в статье ничего не говорилось. Уже 1 апреля К. Симонов направил на имя секретаря ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкова проект предложений «О мероприятиях по усилению антиамериканской пропаганды», и на свет появился «План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время», который характеризовался предельной конкретикой, явной грубостью и прямолинейностью в изображении противника. План предусматривал «систематическое печатание материалов, статей, памфлетов, разоблачающих агрессивные планы американского империализма, антинародный характер общественного и государственного строя США, развенчивающих басни американской пропаганды о "процветании" Америки, показывающих глубокие противоречия экономики США, лживость буржуазной демократии, маразм буржуазной культуры и нравов современной Америки». Документ четко расписывал деятельность средств массовой информации, в том числе и «ЛГ», институтов философии, экономики АН СССР, ССП, издательств. План не предусматривал изображение каких-либо позитивных моментов жизни государства-противника. В результате даже верная, но односторонняя информация об американских противоречиях неминуемо должна была уродовать восприятие мира и мышление советских людей. Общие положения конкретизировались тематическими тезисами, на десятилетия ставшими основой советской пропаганды: «Капиталистические монополии США – вдохновители политики агрессии . США – главный оплот международной реакции . Североатлантический пакт – орудие агрессии англо-американского империализма . Американские империалисты – душители свободы и независимости народов . Монополии вскармливают фашизм на американской почве… Демократия в США – лицемерное прикрытие всевластия капитала . Прогрессивные силы США в борьбе за мир и сотрудничество народов . США – страна национальной и расовой дискриминации. Миф о всеобщем равенстве и равных возможностях для всех в США . Под страхом нового экономического кризиса . Вырождение культуры в США. Космополитизм на службе американской реакции . Наука на службе американских монополий. Проповедь аморализма и звериной психологии в США. Продажная американская печать . Преступность в США».
Вывод
Крестьянская война 1773-1775 годов в России, охватила Приуралье, Зауралье, Среднем и Нижнем Поволжье. Возглавлялась Е. И. Пугачевым, И. Н. Белобородовым, И. Н. Чикой-Зарубиным, М. Шигаевым, Хлопушей (А. Соколов) и другими. Участвовали яицкие казаки, крепостные крестьяне, работный люд уральских заводов и нар ...
Оценка н. М. Карамзиным личности и деятельности Ивана Грозного
Николай Михайлович Карамзин в своей работе – «История Государства Российского» при описании Ивана IV Грозного разделил его долгое царствование на два этапа, гранью между которыми стала смерть царицы Анастасии. Со смертью царицы исчезло начало, сдерживавшее необузданный нрав царя, и наступила мрачная пора з ...
Экономический быт государства.
Если не считать дворцов, то в основном шанцы жили в таких же хижинах-полуземлянках, что и их предшественники, насельники культур китайского неолита. Что касается шанских — это относится и к эрлитоу-эрлиганским — дворцов и городских стен, то они отличались от ближневосточных, изготовлявшихся из камня и кирпи ...