Революция 1905-1907 гг.Страница 1
В конце XIX - начале XX в. Россия вступила в новую фазу развития, которая привела к обострению экономических и социально-политических противоречий. Монополистический капитализм переплетался с пережитками крепостничества. Реформа 1861 г. не решила земельный вопрос. Крестьяне задыхались от острого малоземелья. Они были доведены до нищенского состояния, часто голодали. Помещичье землевладение могло быть уничтожено революционным или реформаторским путем при активном участии крестьянства.
Немногим лучше было положение рабочего класса. Рабочий день на многих предприятиях длился по 12 - 15 часов. Заработки рабочих были ничтожно малы, и им приходилось жить впроголодь. Максимальный бюджет рабочего-углекопа в Донбассе составлял 24 рубля в месяц, а самые минимальные расходы на семью, помимо платы за жилье, ежемесячно составляли 30 рублей.
В начале XX в. Россия вступила в затяжной экономический кризис и положение рабочих резко ухудшилось, что привело к росту рабочего движения.
Тяжелому угнетению подвергались народы национальных районов России. В национальных районах страны экономическое и политическое развитие сдерживалось еще сильнее, так как здесь феодальных пережитков было значительно больше.
В стране отсутствовали демократические свободы. Царизм жестоко преследовал оппозиционное общественно-политическое движение.
Неудачи России в войне с Японией содействовали возрастанию политической активности всех слоев общества, усиливали социальные противоречия, тем самым обостряя политический кризис в стране.
В напряженной политической обстановке 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе в Петербурге. Рабочие требовали восстановления на работе уволенных с завода четырех рабочих. Стачку поддержали другие заводы.8 января стачка стала всеобщей и в ней участвовало 150 тыс. рабочих.
Руководитель «Собрания фабрично-заводских рабочих» священник Гапон предложил устроить шествие к царю и подать ему петицию с изложением рабочих нужд. Правительство пошло на кровавую провокацию. Оно сознательно не препятствовало выступлению Гапона перед рабочими и стало готовить расправу над ними. Петербургский гарнизон был приведен в боевую готовность. Вся полнота власти в Петербурге была передана великому князю Владимиру, командующему войсками гвардии.
В воскресенье 9 января 1905 года празднично одетые рабочие двинулись к Зимнему дворцу просить у царя облегчения своего положения. В мирном шествии участвовало более 140 тыс. человек. Но доступ рабочим преградила полиция и войска. У Нарвских ворот и Дворцовой площади войска открыли стрельбу. В этот день на улицах было убито свыше 1 тыс. рабочих и около 5 тыс. ранено.
Расстреляв рабочих, царское правительство рассчитывало остановить надвигавшуюся революцию. В действительности, именно события 9 января стали началом первой русской революции.
Стачки, митинги, демонстрации охватили все промышленные центры России. На борьбу поднялись рабочие национальных районов. Забастовки проходили в Польше, Украине, Закавказье. В январе 1905 г. по всей России бастовали 444 тыс. рабочих. На борьбу поднялись крестьяне. В январе - феврале 1905 г. власти зарегистрировали 120 крестьянских выступлений.
Царское правительство пыталось умиротворить рабочих. Была образована комиссия для «выяснения причин недовольства рабочих в Санкт-Петербурге и его пригородах и для изыскания мер к устранению таковых в будущем», в состав которой должны были войти представители от предпринимателей и рабочих. Выборщики от рабочих потребовали обеспечить свободу слова, неприкосновенность личности и освободить арестованных рабочих. Эти требования были отвергнуты, и рабочие отказались от участия в комиссии.
В России на политической арене выступали три лагеря: рабочий, правительственный и либеральный.
Создание и развитие системы образовательных
учреждений
Основой созданного Ведомства учреждения Императрицы Марии Федоровны явилась система женского образования.
Приняв на себя руководство делом общественного призрения, императрица Мария Федоровна решила не ограничивать своей общественной деятельности управлением созданных еще при Екатерине детских воспитательн ...
Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях
и в открытом море
В течение всего времени оккупации, обвиняемые, с целью терроризирования жителей, убивали и мучили граждан, жестоко обращались с ними и заключали их в тюрьмы без законного судебного процесса.
Убийства и жестокое обращение производились разными способами, включая расстрелы, повешение, отравление газом, довед ...
Достижения в математике и астрономии.
И в
математике и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египтяне имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел; Решали задачи по определению объема усеченной пирамиды и площади поверхности полушария; Пр ...
