Социальные реформы. Табель о рангах
В конце XVII — первой четверти XVIII вв. продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами землевладения — вотчиной и поместьем.
Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены "недвижимой" собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать или делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим".
Консолидации дворянства способствовала и Табель о рангах 1722 г., определившая новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов — от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий. Эти реформы способствовали слиянию в единый класс родовитых и неродовитых служилых людей, термин «боярство» исчез из употребления, «дворянами» стали называться все землевладельцы, эксплуатирующие крепостных крестьян.
Крестьянство, составлявшее 92% населения, приняло на себя основное бремя модернизации страны. Крестьяне строили города, верфи, крепости, заводы, составляли костяк армии, несли основную податную нагрузку. К 1724 г. закончилась перепись населения и подушная подать заменила собой подворную. Это привело не только к общему росту объема налогообложения, но и к некоторым социальным изменениям. Ликвидирована была такая категория, как холопство; черносошные крестьяне, однодворцы южных уездов и ясачное население Поволжья и Сибири объединились в сословие государственных крестьян.
Культура средневекового Ирана
Монгольское завоевание вызвало временный упадок культурной жизни. Монгольские ильханы, начиная
с Хулагу-хана, не ценили персидской поэзии, не зная ее языка, но они охотно привлекали к себе на службу ученых: врачей, математиков, которых они использовали в финансовом ведомстве и в строительстве, астрономов в ...
Невербальные формы
коммуникаций
Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь – пожимают плечами. Однако нере ...
Дискуссии о характере социально-экономического развития Руси в период
монголо-татарского ига. Позиция
Л.Н.Гумилёва
Особенностью концепции Льва Николаевича Гумилёва является утверждение, что Русь и Золотая Орда до XIII веке не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях. По его мнению, предпосылками для такого союза стали чересчур активные экспансионистские действия Ливонского ордена в ...