История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Фронт. Плен. Норвегия. Сибирь

Материалы » Никто не забыт, ничто не забыто. » Фронт. Плен. Норвегия. Сибирь

Лысак Афанасий Артёмович родился в 1923 году. До войны жил в Винницкой области в селе Леуки. На фронт пошёл в неполные 18 лет. Вдвоём с другом, горя огромным желанием сражаться за родную землю, бежали в город Харьков, попали в стрелковую часть, где и сражались в течение восьми месяцев. В одном из боёв Афанасий попал в плен. Когда пленных вели по Украине, они бросали бумажки с фамилиями и именами, где жили, чтобы их освободили из плена. Немцы иногда отпускали пленных, отдавали их жителям деревень. Но таких счастливчиков было очень мало.

Афанасия Артёмовича вместе с другими пленными угнали в Норвегию. В пути им пришлось испытать много трудностей: одежда была изорвана, обувь разбита. Пришлось вместо обуви использовать шарф и пилотку.

В Норвегии строил дорогу. Если человек падал, не мог работать, его убивали. Голод, холод. Однажды он простыл: всё тело покрылось чирьями, работать не мог, но всё равно приходилось трудиться. За ним наблюдал поляк. Когда Афанасий Артёмович показал поляку чирьи, тот сказал: "Нема работы" и освободил его от работы. После излечения Афанасий вышел трудиться. Среди пленных встречались жестокие, нечестные люди. Вот такой случай произошёл в лагере пленных. Один из пленных съел чужой паёк, сказав, что это сделал Лысак. За это Афанасия избили резиновыми дубинками, хотя сначала хотели отдать на растерзание собакам, но поляк-надзиратель пожалел его. Иногда даже давал ему покурить "бычки".

Кормили пленных по очереди, а так как Афанасий был небольшого роста и хрупкого телосложения и не мог постоять за себя, то часто его порцию съедали другие, более сильные и наглые.

Освободили Лысака А.А. из плена американцы и передали советским органам, ему сказали, что он едет домой. Но когда проехали Украину, он спросил у проводника, почему проехали мимо нужной ему станции, тот ответил: "Не твоё дело!"

Ехали товарным поездом до Красноярска, там их встретили работники МВД. Всех определили под надзор комендатуры. Сначала Афанасий Артёмович работал на строительстве гостиницы, носил доски, кирпичи, выполнял всякую тяжёлую работу. Затем попал на теплоход "Молотов", где работал кочегаром с 1949 по 1954 год. Переехав на поселение в Подтёсово, женился, работал в РСУ землекопом, на кирпичном заводе рабочим. Паспорт получил в 1954 году. Умер в Подтёсово.

Таковы истории жизни воинов, мужественно сражавшихся с фашистами. Их судьбы были исковерканы войной и жестокостью властей, объявивших безвинных людей "врагами народа", "предателями Родины".

Таким образом, мы узнали, что люди по-разному попадали в плен. Мы считаем, что правительство было несправедливо, точнее, бесчеловечно по отношению к ним. Ведь бойцы защищали родную землю от немецко-фашистских захватчиков, не щадя себя. Думаем: они не заслужили такой страшной участи.

Мы никогда не должны забывать о таких людях, оказавшихся "без вины виноватыми", защищавшими Родину, оказавшуюся несправедливой по отношению к ним.

Обвинительное заключение
Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Французская республика в лице нижеподписавшихся Руденко Р.А., Хартли Шоукросса, Роберта Г. Джексона, Франсуа де Ментона, должным образом уполномоченных своими Правительствами для ...

Идейная борьба в Боливии в 20-30-е годы XX века
Логическим завершением социально-экономических процессов первой четверти ХХ века и изменений социально-классовой структуры общества в Боливии стал глубочайший кризис господствующей идеологии. Отказ общества от устоявшихся представлений и концепций привел к «идейной революции», завершившей идейные поиски пок ...

Нигилизм
Нигилизм как форма самосознания русской интелли­генции есть идея тотального отрицания. Сформировавшись как слой безродный, бескорневой, лишённый мало-мальского поня­тия о настоящей духовной жизни, но наделённый безмерной интеллектуальной гордыней, интеллигенция стала главным раз­рушителем традиционных ценн ...