История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Воспоминания участников августовских событий как исторические источники
Страница 1

Воспоминания очевидцев и участников короткого противостояния августа 1991-го, за это время, безусловно, публиковались. И в периодике, и отдельными книжками. Редкий политик, будь то "путчист" или "демократ", избежал соблазна описать те дни в своих мемуарах, расставить постфактум нужные акценты, дать правильные оценки и, разумеется, как можно полнее высветить собственную роль в "спасении России". В интернете можно найти десятки ссылок на "самые первые" или "самые правдивые" описания того, что "на самом деле" происходило 19-21 августа в Белом доме, или в Форосе, или на объектах, где заседали члены ГКЧП.

Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.

Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет автор, он отвечает лишь на те вопросы, которые автор ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Произведения, которые люди создают в процессе осознанной целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей. Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Чтобы ее получить, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников. Однако ее надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать.

Воспоминания способны восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников. Мемуарные частности могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события. Воспоминания — это не только бесстрастная фиксация событий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение, и раздумья личности. Поэтому мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это не недостаток, а свойство мемуаров, ибо они несут на себе отпечаток личности автора. Все достоинства и недостатки мемуариста невольно переходят и на воспоминания.

Однако мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени. Искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений зависят от той эпохи, в которой писались, во-первых, и публиковались, во-вторых, мемуары.

Итак, обратимся к трем самым интересным воспоминаниям о событиях августа 1991 года.

Прежде всего – воспоминания Б.Н. Ельцина.

Перу Б.Н. Ельцина принадлежит три книги:

1) "Исповедь на заданную тему", вышедшая в 1990 году, в которую входит автобиография, основные положения политической программы и рассказ из жизни: выборы народных депутатов, в которых участвовал Б.Н. Ельцин.

2) "Записки Президента", вышедшая в 1994 году, когда Б.Н. Ельцин был уже президентом. В Записках рассматриваются события 1990-1993 годов: особенности выборов президента в этот период, события августовского путча, процесс распада СССР, предпосылки и ход экономических реформ, последовавший за путчем конституционный кризис 1992-1993 годов, а также роспуск Верховного Совета 21 сентября – 4 октября 1993 года.

3) "Президентский марафон", вышедшая в 2000 году, уже после отставки Б.Н. Ельцина. В данной книге рассказывается о вторых выборах Президента и о событиях второго срока.

Прежде чем переходить к анализу событий августа 1991 года, стоит отметить, что все книги Б.Н. Ельцина прошли редакторскую обработку Валентина Юмашева (ставшего в последствии руководителем администрации Президента и зятем Б.Н. Ельцина).

При чтении "Записок президента" прежде всего обращает на себя внимание предельная корректность к тем фактам, которые могут быть двояко истолковано. В частности, в описании событий августа 1991 года нет ни одной зацепки на причины данных событий. Безусловно, какие сведения присутствуют, но они настолько известны всем, что их можно прочитать в любой литературе, посвященной данному вопросу.

Также особенностью данных воспоминаний является личностное описание событий, то есть автор описывает только то, что было для него главным и существенным. Не приводятся ни какие данные, ни цифры, ни воспоминания, ни документальные подтверждения описанных событий. Безусловно, мемуары - "современные истории" - вид источников личного происхождения, целью которых является индивидуальная фиксация общественно значимых событий с целью передать их в эволюционном целом. Иногда в мемуары - "современные истории" перерастают мемуары или дневники, которые автор начинал писать "для себя". Однако в данном случае даже при написании данной книги было абсолютно понятно, что данное произведение относится не к личному чтению, а к публикации. Поэтому адрес у данной книги должен быть другой: вдумчивый читатель, которому интересно не только личное отношение автора – политического деятеля к описываемым событиям, но и оценка описываемых событий человеком, который принимал непосредственное участие в данных событиях.

Страницы: 1 2 3 4

М.В. Ломоносов "Слово о пользе химии"
В России широкое развитие горного дела и металлургии началось в правление Ивана III Васильевича (1440-1505 гг.), который предпринял первые попытки промышленно-технического сближения с Европой, выписывая оттуда мастеров горного дела. В 1491 г. в Печорский край была отправлена экспедиция для поиска серебряной ...

Германия в XVIII в.
Тридцатилетняя война 1618–1648гг. была для Германии подлинно национальной катастрофой. Она истощила силы народа и надолго задержала его развитие. Она углубила и ускорила экономический, политический и культурный упадок Германии, начавшийся еще в XVII в. в результате поражения крестьянства в 1525г. и перенесе ...

Воспитание и школа в древней Индии
История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств ...