История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Наука и техника

XVIII в. — время огромных успехов научной мысли. Русская наука развивалась в общем русле мирового естествознания. В петербургской академии наук, например, работал Л. Эйлер — крупнейший математик своего времени. Научными центрами второй половины столетия в России были Академия наук, Университет, Вольное экономическое общество.

У истоков российской науки стоял М.В. Ломоносов (1711 — 1765 гг.). Он не только совершил множество выдающихся открытий (закон сохранения энергии, существование атмосферы на Венере и др.), заложил основы изучения в России различных наук (геологии, минералогии, физики, химии), был новатором в горном деле, металлургии, изготовлении стекла и красок, являлся выдающимся деятелем искусства — автором поэтических и исторических произведений, но и внес громадный вклад в распространение просвещения.

Одним из важнейших достижений отечественной науки этого периода было развитие географических знаний. Продолжалось активное освоение новых земель, было организовано пять крупных академических экспедиций. С.И. Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в его честь; Г.И. Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски. География стала обязательным предметом в учебных заведениях. В 1770-х гг. был издан «Географический лексикон Российского государства».

Большой вклад в развитие медицины внесли хирург К.И. Щепин, педиатр С.Г. Забелин, основоположник русской эпидемиологии Д.С. Самойлович. В 1768 г. в России осуществилась первая прививка от оспы. Подавая пример подданным, ее приказала сделать себе Екатерина II.

Тульский помещик А.Т. Болотов является основоположником агрономической науки в России. Его главным трудом стала книга «Изображения и описания различных пород яблоков и груш».

Выдающийся русский механик-самоучка И.И Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя, также, на двадцать лет раньше Д. Уатта, он построил паротепловую установку для заводских нужд, однако действовала она недолго — начальство приказало ее сломать. Русский механик И.П. Кулибин создал зеркальный прожектор, семафорный телеграф, протезы для инвалидов, лифт, разработал проект одноарочного моста через р. Неву, но подавляющее большинство его проектов не было воплощено в жизнь. Изобретения К.Д. Фролова позволили механизировать многие производственные процессы в горнорудной промышленности.

Гуманитарные науки во второй половине столетия представлены в основном историческими трудами. Учебным пособием по истории был «Краткий российский летописец» М.В. Ломоносова (1760 г.). А первым опытом научного освещения отечественной истории можно считать «Историю Российскую с древнейших времен» в 4-х томах В.Н. Татищева (1768 — 1784 гг.). М.М. Щербатов и И.Н. Болтин предприняли попытку выработать общую концепцию российской истории. В.В. Крестинин и П.И. Рычков заложили основы источниковедения и исторического краеведения, М.Д. Чулков — экономической истории. Проводились исследования о происхождении религии (Д.С. Аничков), по филологии (А.А. Барсов), началось чтение лекций по философии на русском языке (Н.Н. Попольский).

Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтян ...

Польша и международная ситуация в Европе в марте-июле 1939 г. Польско-германские отношения и внешняя политика Польши весной 1939г
После ликвидации Чехословакии не было сомнений в том, что Гитлер предъявит «счет» Польше. После Версальского мира ни одно германское правительство, ни одна партия не признавали проведенную Антантой линию германо-польской границы, за которой осталось немецкое население, а Восточную Пруссию отрезали от «матер ...

Германия в XVIII в.
Тридцатилетняя война 1618–1648гг. была для Германии подлинно национальной катастрофой. Она истощила силы народа и надолго задержала его развитие. Она углубила и ускорила экономический, политический и культурный упадок Германии, начавшийся еще в XVII в. в результате поражения крестьянства в 1525г. и перенесе ...