ЛитератураСтраница 1
Основным литературным направлением в XVIII в. был классицизм. Для этого стиля характерны строгие правила — разделение на высокий (эпическая поэма, трагедия, ода), средний (высокая комедия) и низкий (басня, фарс) жанр; единство места, времени и действия; изображение не конкретных людей, а типов — идеальных образов; воспитательные задачи произведений. Русский классицизм особое значение придавал высоким жанрам.
В жанре оды писали такие поэты, как М.В. Ломоносов, В.К. Тредьяковский, Г.Р. Державин. При этом именно стараниями Тредьяковского и Ломоносова значительно был модернизирован русский литературный язык, русская поэзия приобрела рифму и размер, а Державина считают первым стихотворцем, использовавшим живую разговорную речь, что вывело его за узкие рамки классицизма.
Создателем русской драматургии можно назвать А.П. Сумарокова, творившего в середине XVIII в. Он писал не только классические трагедии («Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» и др.), но и высокие комедии. В «Опекуне», например, автор высмеивал жадность и невежество. Но самым выдающимся русским драматургом второй половины XVIII в. являлся Д.И. Фонвизин. Комедии «Бригадир» и «Недоросль», классицистские по форме, являются реалистическим переосмыслением этого стиля.
К традиции высокого жанра относится и эпическая поэма «Телемахида» В.К. Тредьяковского.
В 1770-х гг. в литературе на смену классицизма пришел сентиментализм. Этот стиль подразумевал, в первую очередь, изображение человеческих чувств, гуманное отношение к страстям и слабостям, наслаждение красотой природы. Возвышенное и величественное заменялось в нем трогательным. Главными жанрами сентиментализма были путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого стиля в России принадлежит Н.М. Карамзину — автору «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы».
В 1790 г. А.Н. Радищев выпустил в свет 650 экземпляров прославившего его сочинения «Путешествие из Петербурга в Москву». По форме оно представляло собой крайне популярный жанр путевых заметок (путешествия), но по содержанию являлось первым революционным произведением русской литературы. Радищев не только жестко критиковал крепостничество и создавал галерею портретов помещиков, отвратительных в своих жестокости и самодурстве, не ограничивался человеческим сочувствием к крестьянам. Он говорил о том, что существование подобных несправедливых порядков — прямое следствие деспотического государственного строя и призывал крестьян добиться свободы насильственным путем, свергнув жестокую власть. Вообще, вторая половина XVIII столетия — время господства публицистики в литературе. Резко повысился престиж образования в дворянских кругах. Просветительские сочинения были популярны и востребованы.
Последователей идей Просвещения в России можно разделить на умеренных и радикальных. К первым принадлежала сама императрица Екатерина II. Ее перу принадлежат несколько десятков литературных произведений, среди которых сатирические комедии («О время», «Именины госпожи Ворчалкиной» и др.), поучительные сказки («О царевиче Хлоре» и т.д.), статьи в журналах «Всякая всячина» и «Собеседнике любителей российского слова»., дидактические сочинения. Основной идеей творчества государыни была критика нравственных пороков и невежества. Подобных же взглядов придерживались И.И. Бецкой (реформатор системы учебно-воспитательных учреждений), А.П. Сумароков и др. Они ставили на первое место просвещение дворянства и народа как необходимое условие подготовки введения просвещенным монархом свобод и отмены крепостного права.
Нигилизм
Нигилизм как форма самосознания русской интеллигенции есть идея тотального отрицания. Сформировавшись как слой безродный, бескорневой, лишённый мало-мальского понятия о настоящей духовной жизни, но наделённый безмерной интеллектуальной гордыней, интеллигенция стала главным разрушителем традиционных ценн ...
Последствия смутного времени
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамско ...
Имперская идея в XIX веке.
Быть русским, согласно этому воззрению, не значит быть великороссом, украинцем или белорусом по факту этнического происхождения. Быть русским — не значит быть православным по вероисповеданию. Быть русским — значит быть верноподданным Императора Всероссийского, гражданином Империи, носителем имперской иде ...