Сословия по плану М.М. Сперанского
Сперанский расчленял общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:
1) права гражданские общия, всем подданным принадлежащия;
2) права гражданские частныя, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;
3) права политические, принадлежащия тем, кои имеют собственность. Из сего происходит следующие разделение состояний:
1) дворянство;
2) люди средняго состояния;
3) народ рабочий».[4]
Дворянству Сперанский присваивает все категории прав, причем права политические «не иначе как на основании собственности». Люди среднего состояния (купцы, мещане, государственные крестьяне) имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют «по их собственности». Народ рабочий (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга) имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. Если вспомнить, что Сперанский имел в виду под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами – участие в государственном управлении, то можно понять, что проект Сперанского отвечал самым либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству. Но вместе с тем, рисуя две «системы» коренных законов, Сперанский изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее существе, а другую – как облекающую власть самодержавную внешними формами закона с сохранением ее существа и силы. Указывая, что вторая система существует во Франции (которой тогда увлекался Александр), Сперанский как бы соблазнял Александра следовать именно этой системе, так как при ней законом созданное представительство на деле находилось бы «под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной». С другой стороны, в сфере «особенных» гражданских прав, принадлежащих одному дворянству, Сперанский сохранял «право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону». Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и неопределенность, которыми можно была пользоваться в любую сторону. Устанавливая «гражданскую свободу» для крестьян помещичьих, Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря о «народном представлении», Сперанский и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен в своем исполнении.
В.И. Срезневский как учёный хранитель Рукописного отделения.
2 октября 1899 года на Общем собрании Библиотеки был выдвинут план создания Рукописного отделения как центрального хранилища рукописей Академии наук. В 1900 году в Библиотеке была утверждена должность учёного хранителя рукописей с окладом 1800 рублей, на которую, по представлению директора Библиотеки, Обще ...
Церковная реформа
Пётр вырос не под таким сильным влиянием богословской науки и не в такой благочестивой обстановке, как росли его брать и сёстры. От своей матери и патриарха Иоакима он не раз встречал осуждение за свои привычки и знакомство с еретиками. При патриархе Андриане (1690-1700), слабом и не смелом человеке, Пётр в ...
Вторжение Германии на
территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года
22 июня 1941 года гитлеровские войска, вероломно нарушив пакт о ненападении между Германией и СССР, без объявления войны напали на советскую территорию, начав тем самым агрессивную войну против СССР. ...