История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Отраслевое распределение торгового капитала
Страница 1

Как правило, татарские предприниматели Казани вкладывали средства в торговлю хлебо-бакалейными и мануфактурными товарами, а также сырьем и кожами.

В 1901 году выданные коммерсантам - татарам свидетельства на право торговли распределились следующим образом: сто тридцать пять (34 процента) было выдано на торговлю хлебо-бакалейными товарами, шестьдесят одно свидетельство (15 процентов) - для торговли мануфактурой, пятьдесят два (13 процентов) - для торговли одеждой, обувью и платьем. Всего же на эти три вида торговли приходилось 62 процента всех выданных татарским предпринимателям свидетельств на право осуществления коммерческой деятельности.

Далее в порядке убывания следовали: торговля сырьем – тридцать семь (9,5 процента), торговля рыбой, птицей, мясом и яйцами – тридцать один (восемь процентов), галантерейная торговля – двадцать семь (семь процентов).

Но были и такие отрасли торговли, в которых коммерческие интересы татарских предпринимателей совершенно не были представлены. Это торговля строительными материалами, хирургическими инструментами. Не занимались татарские торговцы москательной, а также, в связи с запретами веры, питейной торговлей.

Рассмотрим распределение национального торгового капитала по отраслям торговли. Это распределение было очень неравномерно. В торговле мануфактурой преобладал крупный и средний капитал. Здесь девяносто пять процентов предприятий принадлежало к первому и второму разрядам. В торговле сырьем на долю предприятий этих разрядов приходилось сорок девять процентов свидетельств. Продажа чая контролировалась крупными торговыми фирмами.

В остальных видах торговли у казанских татар преобладал мелкий капитал, а основная масса заведений принадлежала к третьему разряду.

Татарский торговый капитал Казани, конечно же, уступал по темпам накопления и уровню концентрации более сильному в экономическом отношении русскому капиталу. Тем не менее, представители национального торгово-предпринимательского класса проявляли большую активность в коммерческих делах и сумели сохранить за собой прочные позиции на местном рынке. Об этом свидетельствует и тот факт, что некоторые виды торговли всецело находились под их контролем. Например, татарские коммерсанты монопольно торговали в Казани персидскими коврами и невыделанной кожей, являясь основными поставщиком сырья для многих кожевенных заводов города. Значительной была доля национального торгового капитала в продаже мануфактурных товаров, галантереи, сырья и чая.

В руках татарских торговцев находилось, например, шестьдесят процентов предприятий мануфактурной торговли города, в том числе три из шести торговавших по первому разряду, шестьдесят три процента фирм, торговавших сырьем, в том числе три из восьми первого разряда.

Татарские предприниматели полностью держали в своих руках и рынок азиатской обуви, одежды, и головных уборов. Большая их часть производилась на принадлежавших им же каляпушных и ичижных мастерских, которых насчитывалось в городе несколько десятков.

Особенно преуспел в этом бизнесе казанский предприниматель – Гайнутдин Сабитов. Он начал самостоятельную торговлю в городе с начала ХХ века (по крайней мере, в списке крупнейших казанских торговцев за 1899 год имя Гайнутдина Сабитова не упоминалось), но очень скоро прочно утвердился в деловом мире Казани. Коммерция явно шла в гору. Сначала в 1904 году предприниматель вел торговлю в арендованной лавке в доме Юнусовых на Сенной улице, а уже через пару лет приобрел собственный магазин на Тихвинской улице. В этом же здании размещался склад мануфактурных товаров и азиатской обуви. Тюбетейки, ичиги, каттаже и другие изделия приобретались в основном в Казани и ее округе у умельцев народного промысла, а некоторые экземпляры изготавливались по специальным заказам. Ежедневно в продаже находилось до полутора сотен наименований различных товаров. Магазин Гайнутдина Сафина удовлетворял запросы самых разных категорий покупателей. Для покупателей попроще предлагались товары по цене до одного рубля пяти копеек, а для состоятельных граждан – от пяти до восьми рублей.

Страницы: 1 2

XXII съезд КПСС.
Несмотря на то, что после XX съезда прошло много времени, сталинские преступления никого не оставляли равнодушными. До XXII съезда дебаты о Сталине проходили только на закрытых заседаниях. Изменился этот принцип опять же по предложению Хрущева, которое было поддержано большинством делегатов. И в то время, э ...

Влияние бисмарка на политику германи. Отношение политики Бисмарка к России
70—80-е гг. XIX в. считаются эпохой Бисмарка, что означает признание его исключительного влияния на ход европейских дел. Характер этого влияния отличался и от наполеоновской «антисистемы» начала XIX в., с ведущей ролью Франции, и от Венской системы, гарантом которой с 1815 г. по 1853 г. была Россия. Господ ...

Социальная структура английского общества XVII века. Дифференциация крестьянства
Разные группы крестьянства выражали разные интересы. Еще в средние века английское крестьянство в правовом отношении распалось на две основные категории: фригольдеров и копигольдеров. В XVII в. земельные владения фригольдеров по своему характеру уже приближались к буржуазной собственности. В то же самое вре ...