История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Отраслевое распределение торгового капитала
Страница 1

Как правило, татарские предприниматели Казани вкладывали средства в торговлю хлебо-бакалейными и мануфактурными товарами, а также сырьем и кожами.

В 1901 году выданные коммерсантам - татарам свидетельства на право торговли распределились следующим образом: сто тридцать пять (34 процента) было выдано на торговлю хлебо-бакалейными товарами, шестьдесят одно свидетельство (15 процентов) - для торговли мануфактурой, пятьдесят два (13 процентов) - для торговли одеждой, обувью и платьем. Всего же на эти три вида торговли приходилось 62 процента всех выданных татарским предпринимателям свидетельств на право осуществления коммерческой деятельности.

Далее в порядке убывания следовали: торговля сырьем – тридцать семь (9,5 процента), торговля рыбой, птицей, мясом и яйцами – тридцать один (восемь процентов), галантерейная торговля – двадцать семь (семь процентов).

Но были и такие отрасли торговли, в которых коммерческие интересы татарских предпринимателей совершенно не были представлены. Это торговля строительными материалами, хирургическими инструментами. Не занимались татарские торговцы москательной, а также, в связи с запретами веры, питейной торговлей.

Рассмотрим распределение национального торгового капитала по отраслям торговли. Это распределение было очень неравномерно. В торговле мануфактурой преобладал крупный и средний капитал. Здесь девяносто пять процентов предприятий принадлежало к первому и второму разрядам. В торговле сырьем на долю предприятий этих разрядов приходилось сорок девять процентов свидетельств. Продажа чая контролировалась крупными торговыми фирмами.

В остальных видах торговли у казанских татар преобладал мелкий капитал, а основная масса заведений принадлежала к третьему разряду.

Татарский торговый капитал Казани, конечно же, уступал по темпам накопления и уровню концентрации более сильному в экономическом отношении русскому капиталу. Тем не менее, представители национального торгово-предпринимательского класса проявляли большую активность в коммерческих делах и сумели сохранить за собой прочные позиции на местном рынке. Об этом свидетельствует и тот факт, что некоторые виды торговли всецело находились под их контролем. Например, татарские коммерсанты монопольно торговали в Казани персидскими коврами и невыделанной кожей, являясь основными поставщиком сырья для многих кожевенных заводов города. Значительной была доля национального торгового капитала в продаже мануфактурных товаров, галантереи, сырья и чая.

В руках татарских торговцев находилось, например, шестьдесят процентов предприятий мануфактурной торговли города, в том числе три из шести торговавших по первому разряду, шестьдесят три процента фирм, торговавших сырьем, в том числе три из восьми первого разряда.

Татарские предприниматели полностью держали в своих руках и рынок азиатской обуви, одежды, и головных уборов. Большая их часть производилась на принадлежавших им же каляпушных и ичижных мастерских, которых насчитывалось в городе несколько десятков.

Особенно преуспел в этом бизнесе казанский предприниматель – Гайнутдин Сабитов. Он начал самостоятельную торговлю в городе с начала ХХ века (по крайней мере, в списке крупнейших казанских торговцев за 1899 год имя Гайнутдина Сабитова не упоминалось), но очень скоро прочно утвердился в деловом мире Казани. Коммерция явно шла в гору. Сначала в 1904 году предприниматель вел торговлю в арендованной лавке в доме Юнусовых на Сенной улице, а уже через пару лет приобрел собственный магазин на Тихвинской улице. В этом же здании размещался склад мануфактурных товаров и азиатской обуви. Тюбетейки, ичиги, каттаже и другие изделия приобретались в основном в Казани и ее округе у умельцев народного промысла, а некоторые экземпляры изготавливались по специальным заказам. Ежедневно в продаже находилось до полутора сотен наименований различных товаров. Магазин Гайнутдина Сафина удовлетворял запросы самых разных категорий покупателей. Для покупателей попроще предлагались товары по цене до одного рубля пяти копеек, а для состоятельных граждан – от пяти до восьми рублей.

Страницы: 1 2

Характерные черты взаимосвязи глобальных и национальных уровней общественного бытия
Попытаемся выделить некоторые особенности взаимосвязи глобального и национального уровней общественного бытия в условиях, когда глобалистские тенденции неуклонно нарастают и усиливаются, а национальное государственное образование, хотя в целом и продолжает сохранять роль доминирующей социально-политической ...

Экономические последствия первой мировой войны. Хозяйство Германии в 20-е г.
Германия, которая сыграла наиболее активную роль в подготовке мировой войны, стала ее самой униженной жертвой. Она не только не добилась передела мира в свою пользу, но и утратила жизненно важные ресурсы, территории, людей. С особым удовлетворением противники Германии в войне пригласили ее делегацию 7 мая 1 ...

Китайская культура в конце XVIII — первой половине XIX в.
Глубокий кризис, переживаемый феодальным Китаем, вторжение иностранных колонизаторов крайне отрицательно сказались на развитии китайской культуры. Стремясь укрепить пошатнувшиеся феодальные устои, цинские власти усилили цензуру над литературными произведениями. Преследовалось все прогрессивное и патриотичес ...