История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Русский народ

В истории народов нашей страны история русского народа, бесспорно, одна из наиболее документированных не только летописными материалами, но и результатами археологических исследований, а также данными других наук, включая антропологию.

Вся совокупность летописных и исследовательских данных указывает на то, что в позднем средневековье происходил процесс славянской колонизации обширной восточно-европейской равнины. Известная еще как Русская равнина, в то время она была заселена отнюдь не древнеславянскими и вовсе не славяноязычными племенами: финская, балтская, возможно, иранская и древнетюркская речь звучала на этих пространствах. Антропология со своей стороны подтверждает это тем, что и сегодня в современном русском населении отчетливо улавливаются черты так называемых субстратных физических типов дославянского происхождения (в основном финно-угорского пласта). Говорить о некой исконной чистоте русского антропологического типа и исходной однородности русского генофонда, как, впрочем, и генофонда любого другого народа в нашей или любой другой стране, не приходится.

Даже в бесспорно славянских курганных могильниках, исследованных археологами на тех территориях, где летописи помещают средневековые племена вятичей (верхнее и среднее течение реки Оки), кривичей (псковские, полоцкие, смоленские и тверские земли), радимичей, северян, новгородских словен (озеро Ильмень) и других летописных славян, антропологическими методами выявляются лишь дославянские субстратные черты древнего населения. Этот разлад между археологией и антропологией русского народа получил даже некоторое объяснение, что племенное деление восточного славянства, детально изученные археологами, не нашло какого-либо соответствия в антропологической дифференциации славянского населения эпохи раннего средневековья. Племенное деление восточного славянства сложилось только во второй половине I тысячелетия новой эры и было результатом широкого расселения славян и отчасти их взаимодействия с местным населением. В отличие от материальной культуры антропологическое строение не подвержено быстрым изменениям. Истоки антропологического членения восточного славянства относятся к более древней поре и во многом зависят от антропологии субстратного населения, вошедшего в состав славянства. Поэтому палеоантропология славян не может быть прямо связана с основными проблемами исследований.

На протяжении целого столетия детальнейшим образом антропология изучала русское население по всему историческому ареалу русских. И на протяжении всего этого времени проводили детальнейшее картографирование различных антропологических признаков населения. Таких, как размер головы, тела, цвета волос, глаз и др.

Ведь археологи, проводя раскопки славянских могильников, не могут утверждать, что погребенные в них славяне имеют своих потомков в современном русском населении, Археологическими и палеоантропологическими методами на самом деле регистрируется лишь факт прекращения существования какой-либо группы населения прошлого.

Речь идет именно о природе возникновения географического направления исторического процесса, а не его содержании, который не обязательно имел характер войн. Не имела такого характера и славянская колонизация Русской равнины.

Это был процесс постепенного продвижения на северо-восток нескольких восточнославянских племен, к тому же, судя по летописям и археологическим данным, не очень многочисленных. Они были носителями не только иных для коренного населения культуры и языка, но и иных генетических особенностей. Этих генетических различий оказалось достаточно, чтобы на восточной окраине ареалов племен летописных славян, где происходило наиболее интенсивное взаимодействие с коренным неславянским населением, началось формирование нового генофонда и нового антропологического типа. Именно этот тип мы сегодня называем собственно русским.

Своеобразие русской культуры, ее древность, ее гармония и красота отражены в языке. Родная речь – это важнейший путь передачи духовного наследия из поколения в поколение.

Русские – народ древней земледельческой культуры – изначально жили оседло. Этот исконный, завещанный прадедами уклад жизни они принесли с собой и на дальний север, и в засушливые степи юга, и в дремучую сибирскую тайгу.

Брестская уния
Идея воссоединения католической и православной церквей в принципе не отвергалась ни той, ни другой с самого момента их раскола в 1054г. В Украине первые попытки объединения церквей имели место еще в XIII в., а после Флорентийского собора 1439 г, идея эта едва не осуществилась. Однако на пути воплощения этой ...

Борьба за независимость вьетского государства
Период "северной зависимости" - время постоянной борьбы, прошедшей три периода обострения, каждый из которых завершался вооруженным конфликтом вьетов с китайскими властями. В середине VI в. вьетский народ вторично освободился от власти китайских феодалов. Непосредственной причиной открытого высту ...

Петербургское совещание 1820 г. решение о республике
Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения намеченных целей. Очевидно что одного общественного мнения не хватит для достижения цели. Нет ли другой силы, на которую можно опереться и совершить революционный переворот? Не является ли этой силой армия? В ...