Социальные отношения в Иране (VII-X вв.)
Феодальные отношения, зарожденные при Сасанидах, продолжают развиваться и при Аббасидах. Арабское завоевание сопровождалось перераспределением земельного фонда страны. Большая часть земель - земли дехканов, сражавшихся с арабами, бывшие земли Сасанидского государства - была объявлена общей собственностью мусульманской общины, эти земли стали собственностью аграрного государства. Крестьяне считались только государственными держателями государственной земли и были обложены хараджем. Как указывает К. Маркс, на государственных землях феодальная рента совпадала с налогом: "Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит им (крестьянам), как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты" / Маркс, 1950, с.804/. Существовали также земли, принадлежавшие халифскому роду Аббасидов (сафави). Безусловное частное землевладение (мильк, мульк) преобладало в Фарсе и, по-видимому, также в Хорасане и некоторых других областях. Мульковые земли можно было свободно продавать и передавать по наследству. Государство давало воинам небольшие наделы земли с сидевшими на них держателями-крестьянами на условиях несения военной службы. Также сложился другой вид условного владения - икта. Первоначально этим термином обозначалось пожалование служилому человеку права взимать в свою пользу с определенной земли, от одного селения до целого округа, в зависимости от служебного положения владельца икта, налог (харадж или джизйа), который таким образом превращался в феодальную ренту. Постепенно право на ренту фактически стало правом распоряжения землей. Икта давалась либо на время отправления должности, либо пожизненно за заслуги. Но, благодаря распространению обычая наследственности должностей и земли, икта в ряде случаев фактически передавалась по наследству. Получили распространение и неотчуждаемые земли мусульманских религиозных и благотворительных учреждений (вакуф) / Социальная история народов Азии, 1975, с.73/.
Процесс роста крупного частного феодального землевладения разных категорий продолжался при Аббасидах. На землях всех категорий землевладельцы, как правило, не вели своего господского хозяйства, поэтому и не было барщины. Феодальная рента была продуктовой или денежной. Крупное феодальное землевладение сочеталось с мелким крестьянским землепользованием. Крестьяне, сидевшие на государственных, частновладельческих и вакуфных землях, юридически считались свободными, фактически феодально-зависимыми, хотя прикрепления к земле не было.
Харадж взимался с государственных земель, десятина - с мульковых земель; земли рода Аббасидов, как и земли вакуфные ничего не вносили в государственную казну, налоги с них превратились в ренту; в таком же положении находились и земли икта /Пигулевская, 1958, с.105/.
В раннефеодальном обществе Ирана продолжали существовать среди арабских и иранских кочевников патриархальный и рабовладельческий уклады. Рабский труд использовался в скотоводстве, садоводстве, на обработке мертвых земель. В городах наряду со свободными ремесленниками, объединенными в цехи аснаф, были и ремесленники-рабы, обязанные платить своим господам не менее 1 дрх. В день. Домашние слуги состояли почти сплошь из рабов и рабынь.
Подводя итоги данной главы, можно сделать вывод, что создание Сасанидской державы было попыткой создать централизованную империю, которая (подобно Танской в Китае) была бы основана на раннефеодальных общественных отношениях. Владычество Арабского халифата способствовало поддержанию и вновь укреплению рабовладельческого уклада. Так же характерно преобладание еще не развитых форм феодальной собственности на землю и воду - именно феодально-государственной и безусловной мульковой собственности / История иранского государства и культуры, 1971, с.26/.
На рубеже IX - X вв. в Иране сложилось развитое феодальное общество, в котором более полно были выражены формы феодальной земельной собственности, почти вся масса крестьян превратилась в феодальнозависимых и упало значение рабского труда в экономике.
Принижение роли народных масс в достижении победы над фашизмом
Народы мира явились подлинными творцами победы над фашизмом во второй мировой войне. Десятки миллионов людей взялись за оружие, чтобы в рядах вооруженных сил отстоять свою независимость, спасти семьи от фашистского разбоя. Руками тех, кто оставался в тылу, ковалось оружие необходимое для уничтожения фашистс ...
Роль православия в истории России
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге – 957 г.; второй – при Владимире 988 г.
После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с ...
Развиватели
После Крымской войны, в 1857 году, в льняной промышленности вновь наступил кризис, причем жесточайший. Закрывались фабрики, все льнопрядильни сократили производство. Но Сидоров от этого не пострадал: отсутствие фабрики позволяло ему всегда вести дело так, что товара выпускалось ровно столько, сколько можно ...