Государства Ирана во второй половине XVI в.
Долгая борьба между двумя туркменскими государствами завершилась тем, что в 1467 г. войска Кара - Коюнлу были разгромлены войсками Ак - Коюнлу близ г. Муша в южной Армении, где и сам Джаханшах погиб. После этого Узун Хасан Ак - Коюнлу (1453-1478 гг.), крупный полководец, овладел в 1468 г. Азербайджаном. Правда, на помощь сыновьям Джахан шаха выступил тимуридский султан Абу Саид, но Узун Хасан в союзе с ширваншахом Фаррох Ясаром окружил и блокировал тимуридское войско в Муганской степи; оно разложилось и рассеялось, и сам Абу Саид погиб. Весь Западный Иран теперь вошел в состав державы Ак - Коюнлу, а Восточный Иран остался под властью Тимуридов. Но Тимуридская держава после смерти Абу Саида разделилась на два султаната - Среднеазиатский со столицей в Самарканде и Хорасанский со столицей в Герате, где правил султан Хосейн Байкара (1469-1506 гг.), приближенным которого был великий староузбекский поэт Алишер Навои (1441 - 1501 гг.) /История Востока, 2002, с.437/.
Султан Узун Хасан Ак Коюнлу был выдающимся государственным деятелем. В целях точной фиксации податей и устранения незаконных поборов с райятов он издал "Канун - наме" - податной устав, уменьшив поземельную подать, по некоторым данным, до '/6 доли урожая. Но это было лишь
временное облегчение; к концу XV в. положение крестьян снова стало очень тяжелым. Вынужденный идти на уступки в интересах кочевой знати, Узун Хасан не смог создать сильного централизованного государства.
Ведя упорную борьбу с экспансией османской Турции, он заключил союз с одним из ее главных противников - Венецией. При дворе Узун Хасана в Тебризе в 70-х гг. XV в. побывали венецианские послы Катерино Зено, Иосафан Барбаро, Амвросий Контарини, оставившие ценные описания Ирана и сопредельных стран. С Узун Хасаном вел переговоры и посол русского государя Ивана Ш итальянец Марко Россо. В войне с Турцией Узун Хасан сперва имел успех, но затем в 1473 г. потерпел поражение при Терджане на р. Евфрате.
Проявление религиозного фактора в столкновениях между
арабами и евреями. Арабо-израильское противостояние на протяжении 1949-1986 годов
Собственно религиозная составляющая, объединяющая арабов тогда в середине XX века и сейчас в начале XXI – это святость для всех мусульман города Иерусалима.[43] Иерусалим - третий из священных для мусульман городов после Мекки и Медины. По-арабски он называется аль-Кудс, "священный". Полное официа ...
Псков и Новгород - боярские республики
В XI-XII вв., усиление местного купечества, боярства и духовенства, удалённость от Киева и начавшиеся во второй четверти XII в. процессы феодального дробления привели к утверждению в Новгородской земле независимой республики. В борьбе за неё вырос и укрепился самобытный вечевой строй. Жители Новгорода высту ...
Основные политические
партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации,
влияния на различные социальные группы, слои)
В Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную К ...