История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Заключение

Итак, мы рассмотрели процесс завершения объединения русских княжеств под властью Москвы, отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости, а также правовое оформление централизации. Судебник 1497 г.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

По распространенному мнению, нахождение русских княжеств в составе Орды в 13–15 вв. сыграло в отечественной истории не меньшую роль, чем принятие христианства в 10 столетии. Тот факт, что государство, этнически (славянское), по месту рождения (Восточная Европа) и духу (православное христианство) европейское, прошло «инкубационный период» становления в теле азиатской державы, дал основание говорить об особом, евразийском характере России. Если от Византии Россия унаследовала вместе с верой идею нерасчлененности высшей власти, то у монголов она взяла уроки устройства и функционирования этой власти.

Восстановление политической независимости России логически привело к восстановлению и расширению контактов с Западом. Великий князь Иван 3-й, объединивший северо-восточную Россию, покоривший Новгород и сбросивший монгольское иго, тем самым вернул Русь – но уже в качестве России – на политическую карту Европы. Он же стал первым российским западником. Иван Васильевич предпринял серьёзную попытку сблизить Московию с Западной Европой – как политически, так и культурно. Он не только пригласил итальянских мастеров для строительства Кремлевской крепости и соборов, но и сделал заявку на участие в складывавшейся системе международных отношений. Внутри страны Иван стремился упорядочить правовую систему, издав в 1497 г. Судебник – первый документ такого рода после Русской Правды Ярослава Мудрого.

[1] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 57.

[2] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 59.

[3] Кудинова Н.Т. История России 9-20 веков. – Хабаровск, 2003. – С. 49.

[4] Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. – М., 2006. – С. 259.

[5] Кудинова Н.Т. История России 9-20 веков. – Хабаровск, 2003. – С. 58.

[6] Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. – М., 2006. – С. 263.

[7] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 62.

[8] Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. – М., 2006. – С. 271.

[9] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 67.

[10] Судебник 1497 г. //Российская юстиция. – 2006. - № 11. – С. 47 – 50.

Роль Бисмарка в истории Германии
«Немецкий вопрос», с тех пор как в ходе столкновения немцев с революцией и с «Великой империей» Наполеона он превратился из литературно-духовной в политическую и социальную проблему, всегда представлял собой вопрос европейского масштаба. С тех пор в сильно сокращенном виде «немецкий вопрос» означает следующ ...

Условия мирного договора или капитуляции
29 декабря 1791 г. в Яссах был подписан мирный договор, который признавал присоединение Крыма к России, передавал ей земли между Бугом и Днестром и обязывал Турцию не вмешиваться в дела Грузии. Владея Крымом, Россия не могла передавать его третьей державе, иначе он возвращался Турции. ...

Идейная борьба в Боливии в 20-30-е годы XX века
Логическим завершением социально-экономических процессов первой четверти ХХ века и изменений социально-классовой структуры общества в Боливии стал глубочайший кризис господствующей идеологии. Отказ общества от устоявшихся представлений и концепций привел к «идейной революции», завершившей идейные поиски пок ...