История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Этнические периоды
Страница 3

VI. Высшая ступень варварства.

Она началась с обработки железа и окончилась с изобретением фонетического алфавита и применением письма в литературных произведениях. Здесь начинается цивилизация.

VII. Ступень цивилизации.

Она началась, как уже сказано, с применения фонетического алфавита и создания литературных памятников и распадается на древнюю и современную. В качестве эквивалента фонетического письма можно принять иероглифическое письмо на камне.

Перечень.

Периоды Состояния.

I. Древнейшая период дикости. I. Низшая ступень дикости.

II. Средний период дикости. II. Средняя ступень дикости.

III. Позднейший период дикости. III. Высшая ступень дикости.

IV. Древнейший период варварства. IV. Низшая ступень варварства.

V. Средний период варварства. V. Средняя ступень варварства.

VI. Позднейший период варварства. VI. Высшая ступень варварства.

VII. Ступень цивилизации.

"Каждый из этих периодов имеет особую культуру и представляет строй жизни, более и менее особенный и только ему одному присущий". [7] Это разграничение этнических периодов дает возможность рассматривать каждое отдельное общество соответственно его состоянию относительного развития и сделать его предметом самостоятельного изучения и исследования.

Поскольку изобретение гончарной посуды имеет меньшее значение, чем разведение домашних животных, применение железа или фонетического алфавита для установления начала следующих друг за другом этнических периодов, мы приведем основания для принятия этого признака. Изготовление гончарной посуды предполагает оседлую жизнь и значительное развитие простых производств. Начало оседлой жизни вместе с известной степенью господства над средствами существования, деревянная посуда и утварь, ручное ткачество из волокон древесной коры, плетение корзин, лук и стрела - все это предшествовало гончарному производству. Оседлые индейцы, находившиеся на средней ступени варварства, например, цуньи, ацтеки, чолула, изготовляли в большом количестве и разнообразной формы гончарную посуду высокого качества; полуоседлые индейцы Соединенных Штатов, находившиеся на низшей ступени варварства, например, ирокезы, чироки, изготовляли гончарную посуду в меньшем количестве и в ограниченном числе форм; индейцы же, находившиеся на ступени дикости и не занимавшиеся огородничеством, например, атапаски, племена Калифорнии и долины Колумбии, не знали ее употребления.

"Введение керамического искусства создало новую эпоху человеческого прогресса в смысле улучшения жизненных условий и умножения домашних удобств". [8]

Другое преимущество установления определенных этнических периодов заключается в том, что оно ведет к специальному изучению тех племен и наций, которые дают наилучшую иллюстрацию каждой ступени, представляя каждую из них типично и наглядно. Некоторые племена и семьи остались в географической изолированности и должны были разрешать проблемы прогресса самостоятельными усилиями ума; они, следовательно, сохранили свои производства и учреждения в чистом и цельном виде, тогда, как у других племен и наций они искажены внешними влияниями. Таким образом, тогда как Африка представляла и представляет этническое слияние дикости и варварства, Австралия и Полинезия оставались в подлинной и совершенной дикости, обладая принадлежащими этому состоянию производствами и учреждениями. Подобным же образом индейская семья Америки, в отличие от всех других существующих семей, представляла состояние человечества в трех последовательных этнических периодах. Непотревоженные в своем обладании громадным континентом, будучи едины по происхождению, имея однородные учреждения, они представляли в эпоху их открытия каждое из этих состояний, в особенности низшую и среднюю ступени варварства, точнее и полнее, чем какая-либо другая часть человечества. Такой благоприятной возможности получить полные и детальные сведения о ходе человеческого опыта и прогресса в развитии производств и учреждений на протяжении этих последовательных состояний не встречалось за время всего исторического периода.

"Различия в культуре одного и того же периода в восточном и западном полушариях несомненно существовали в следствие неодинаковых природных богатств обоих континентов; но состояние общества на одинаковой ступени должно было быть в главных чертах по существу сходным". [9]

Предки греческих, римских и германских племен прошли все указанные нами стадии, но свет истории упал на них только в середине последней стадии. Их выделение из недифференцированной массы варваров произошло, вероятно, не раньше начала среднего периода варварства. Опыт этих племен был утрачен, за исключением того, что представлено учреждениями, открытиями и изобретениями, которые они принесли с собой и которыми обладали тогда, когда впервые стали объектом исторического наблюдения. Греческие и латинские племена времен Гомера и Ромула дают превосходнейшую иллюстрацию высшей ступени варварства. Их учреждения были так же свободны от примесей и самобытны, как и индейские, и их опыт непосредственно примыкает к высшим достижениям цивилизации.

Страницы: 1 2 3 4

Воспитание и школа в древней Индии
История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств ...

Николай II
Николай II, Император Всероссийский - старший сын Императора Александра III и Императрицы Марии Феодоровны . Родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. В 1877 г. ближайшее заведывание учебными Его занятиями было поручено генералу Г.Г. Даниловичу. Учебные занятия были распределены на 12 лет; первые 8 лет были пос ...

Пятая Всероссийская конференция профсоюзов России
Перестройка работы профсоюзов в мирных условиях потребовала ответов на сложнейшие теоретические вопросы об их роли и месте в системе диктатуры пролетариата, о функциях и методах их деятельности. Одни проблемы возникли уже в первые месяцы существования советской власти, другие вставали по ходу социалистическ ...