Эпидемии в средние векаСтраница 2
Однако на смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке.
Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных - лепрозориев, организованных специально учреждённым католической церковью для призрения прокажённых орденом св. Лазаря (отсюда - лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.[9]
Отношение к увечным, прокажённым, вообще к пострадавшим от всяческих болезней людям оказывалось крайне неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства - от ужаса до восхищения. Христианский мир раннего и классического средневековья не был особенно милосерден и человеколюбив.
Средневековое общество нуждалось в этих людях: «их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них всё то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от неё».[10]
Таким образом, к этим отверженным общество испытывало те же чувства, что и к Христу - влечение и страх. Не случайно Франциск Ассизский, пожелавший жить, как Христос, смешался с толпой прокажённых, чтобы превратиться, как он сам себя называл, в «скомороха Господа».
В середине XIV в. в Европу пришла ещё более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, - чума. Эпидемия 1348 г., например, по разным оценкам, унесла жизни от четверти до трети населения (около 50 млн. человек). Европа обезлюдела, прекратились войны, так как некому стало воевать. В крупных европейских городах (Вена, Прага, Лондон, Париж, Марсель, Амстердам и др.) вымерло тогда от половины до 90 процентов населения.[11]
Эпидемии чумы, периодически повторяющейся на протяжении полутора веков (вплоть до начала XVI в.) стимулировали галлюцинирующие процессии. Даже ведя полуголодную жизнь, люди были предрасположены к блужданиям разума: галлюцинациям, видениям. Им могли явиться дьявол, ангелы, святые и сам Бог. В литературе и живописи прочно закрепился сюжет «пир во время чумы» - общество в период великих и жестоких потрясений.
Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые общесанитарные мероприятия - удаление падали и нечистот, обеспечение городов доброкачественной водой.
Роль бюрократии в эпоху тоталитаризма
У большинства людей слово бюрократия вызывает самые неприятные ассоциации, и удостаивается огромного количества нелестных отзывов и упреков. Это, конечно, вполне справедливо, но только именно по отношению к бюрократам, а не к бюрократическому принципу организации в целом, т.к. сам по себе он является одним ...
Отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости
Русские земли, разорённые монголами, были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды.
Непрекращавшаяся борьба, которую вёл русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Также ...
Захват "арендных территорий". Раздел Китая на сферы влияния
Японо-китайокая война была началом нового общего наступления колонизаторов на Китай. "Япония . — указывал В. И. Ленин, — попробовала пробить брешь в китайской стене, открывая такой лакомый кусок, который сразу ухватили зубами капиталисты Англии, Германии, Франции, России и даже Италии" *.
Наряду ...