История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Англо-бурская борьба за Натал

Материалы » Южная Африка в XVI-XIX вв. » Англо-бурская борьба за Натал

В период трека разобщенные группы бурских переселенцев, достигнув бассейна реки Оранжевой, предприняли попытку самоорганизоваться. В декабре 1836 г. в местечке Таба-Нчу, на землях басуто, они избрали народный совет (фолъксраад). В июне 1837 г. сюда прибыла и другая группа во главе с Питером Ретифом. Однако вскоре среди буров произошел раскол и Питер Ретиф со своими людьми направился в сторону Натала. Оставшиеся же буры стали захватывать земли басуто и батсвана и закрепляться по реке Оранжевой. www.tlookup.ru

Группа треккеров появилась на территории Натала в конце 1837 г. В это время правителем зулусов был брат Чаки Дингаан. Ретиф и другие руководители переселенцев встретились с ним и обратились с просьбой о разрешении жить в южном Натале. Вскоре бурские переговорщики по приказу Дингаана были умерщвлены.

Убийство Ретифа положило начало периоду вооруженной борьбы между бурами и зулусами. Решающее сражение между противоборствующими сторонами произошло 16 декабря 1838 г. на реке Инкома. Буры были хорошо экипированы и имели огнестрельное оружие. Зулусская же армия по-прежнему была вооружена лишь копьями, мечами и дротиками. Несмотря на проявление массового героизма, армия зулусов потерпела поражение. Меткий огонь буров стоил жизни нескольким тысячам зулусских воинов. Вода в реке Инкома окрасилась в красный цвет, и с тех пор река называется кровавой. Бурам удалось разбить самые лучшие по тому времени военные силы африканцев. Буры свой день победы назвали «День Дингаана» и в Южно-Африканской Республике он стал важным праздником, днем торжества белых над черными. Африканцы же этот день считали и своим праздником — символом их героического сопротивления.

На территории Натала треккеры основали свою первую республику. Та территория, которую им был вынужден «добровольно» уступить Дингаан, вся южная половина Натала, буров не удовлетворяла. На правах победителей они стали предъявлять Дингаану непомерные требования: взимание с него контрибуции в виде скота — тысячами голов, слоновой кости — тоннами, а вскоре и вовсе лишили его власти, возведя на зулусский «престол» его брата Мпанде, ставшего марионеткой в руках буров. От него они добились уступки значительной территории и на севере Натала. Зулусам была оставлена лишь небольшая область, объявленная «независимым государством Зу лу ленд» с верховным вождем во главе.

Образование бурской республики в Натале не входило в планы властей Капской колонии. После поражения зулусов английская администрация ощутила себя свободной в отношениях с треккерами. Под предлогом, что буры — британские подданные, куда бы они ни ушли и на каких бы землях ни обосновались, Англия в 1843 г. аннексировала Натал и включила в состав Капской колонии. В 1856 г. Натал был выделен в отдельную английскую колонию. Аннексия республики Натал вызвала новое переселение буров в направлении бассейна рек Оранжевая и Вааль.

На территориях между реками Оранжевая и Вааль буры, не встречая серьезного сопротивления со стороны разрозненных племен басуто и бечуанов, захватывают огромные территории. В 1848 г. на этих землях они создают четыре минигосударства. Упреждая неблагоприятный для себя ход развития, власти Капской колонии тут же объявляют обретенные бурами земли британским владением. Буры восстали, однако их выступление было подавлено.

Но в 1851—1852 гг. британцы неожиданно терпят ряд поражений от басуто. Боясь потерять потенциального союзника в борьбе с коренным населением, Англия подписывает в 1854 г. Блумфонтейнскую конвенцию, признавшую независимость буров, осевших в районе реки Оранжевая и создавших там Оранжевое Свободное государство (Оранжевая Республика). В 1856 г. по Сандриверской конвенции англичанами была признана и самостоятельность буров в бассейне реки Вааль. В 1858 г. созданные ранее четыре мини-государства слились в одно под названием — Южно-Африканская Республика (Республика Трансвааль). Обе бурские республики возродили на своих территориях практику использования полурабского труда местных коренных жителей. В принятых ими конституциях было откровенно декларировано расовое неравенство: гражданами республик признавались только лица европейского происхождения.

Перед угрозой дальнейшей потери земель и независимости за дело по объединению басуто взялся вождь племени баквена Мшешве (Мошеш). Он был признан верховным правителем всех басуто. Его оплотом стал район, который ныне известен под названием Лесото. Это была гористая, труднодоступная область, почти недосягаемая для пришлых завоевателей. В течение многих лет Мшешве с успехом отражал попытки буров завладеть богатыми пастбищами Басутоленда. В этой борьбе он проявил себя не только талантливым военным организатором, ревностным и неподкупным борцом за независимость, но и блестящим дипломатом. В 1843 г., во время очередного похода треккеров, Мшешве обратился к англичанам с просьбой о защите. Используя одного из своих противников, в тот момент менее опасного, он решил отбить нападение другого, представлявшего прямую угрозу. Мшешве заключил с правителями Капской колонии договор, в котором не признавались бурские захваты земель басуто. Более того, за Мшешве признавалось право собирать налоги с поселившихся на его землях буров, правда, при условии, что половина собранных денег будет передаваться Капской колонии. Но это было в период прямого противостояния буров и англичан. В 1860-х годах ситуация изменилась, англичане встали на сторону буров и в совместном выступлении против басуто принудили Мшешве к капитуляции. Но Басутоленд достался не бурам, в 1868 г. он был объявлен английским протекторатом.

Вступление
Цель данной работы скорее описательная, чем аналитическая. Поэтому мы представим краткое описание того, что собой являло движение которое касается Европы после периода средневековья и именовалось "Ренессанс и Гуманизм". Поскольку это движение было разнородным, но возникло прежде всего в христианск ...

Создание Конфедерации католических профсоюзов Канады. Моральные принципы и социальная практика начального периода
Специфической особенностью рабочего движения Канады являлось явное преобладание в нем так называемых межнациональных профсоюзов, которые объединяли канадских и американских рабочих одной профессии и входили в Американскую федерацию труда (АФТ). На протяжении 20-х - начала 30-х годов в таких профсоюзах состо ...

Переяславское соглашение 1654 г. об объединении
Переговоры между Богданом Хмельницким и Москвой были долгими и мучительными, хотя большая часть украинских казаков и крестьян была сторонниками объединения. Московские государственные деятели вынуждены были вести дело с осторожностью из-за их собственных внутренних проблем, но еще в большей степени из-за не ...