Ранний период жизни П.СагайдачногоСтраница 1
История жизни и политической деятельности Петра Кононовича Сагайдачного (Конашевича-Сагайдачного) во многом созвучна истории Украины первой четверти XVII в.— времени сложного, противоречивого, все еще малоисследованного. Это период жесточайшего социального и национально-религиозного угнетения украинского народа, стремительного нарастания антифеодальной борьбы и освободительного движения, героических походов казаков на турецкие крепости, новых тенденций в развитии общественно-политической мысли, духовной жизни, расширения связей между восточнославянскими народами.
«Свидетелем, а то и непосредственным участником этих событий был Петр Сагайдачный — фигура противоречивая и неоднозначная на политическом горизонте того времени. Каких только эпитетов — возвышенных и унизительных, каких характеристик — справедливых и предвзятых ни пришлось выслушать Сагайдачному при жизни. Он становился гетманом и снова терял гетманскую булаву, встречался с власть имущими и одновременно пользовался авторитетом среди широких слоев казачества. Его социальная политика находилась в центре внимания летописцев и историков, мемуаристов и поэтов. И снова неоднозначность оценок — от апологетики до прямого отрицания его роли в событиях первой половины XVII в»[5].
Скупые сообщения источников дают возможность весьма приблизительно реконструировать ранний период жизни Петра Сагайдачного. Из стихотворения, которое сочинил ректор Киевской братской школы Кассиан Сакович на погребение гетмана, узнаем, что Петр родился вблизи Перемышля (очевидно, в с. Кульчинцы около Самбора) в семье православного шляхтича.
Следующей вехой в жизни юноши явилось обучение в знаменитой Острожской школе «…потом до Острога, для наук уцтивых »[6]. Очевидно, он прошел полный курс обучения иначе трудно объяснить слова «…там теды Конашевич час немалый живши…»[7]. Учитывая, что в характере Острожской школы прослеживаются черты школы высшего типа, можно предположить, что Сагайдачный получил в ее стенах хорошее образование. Известно, что здесь изучался «курс семи наук» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Среди преподавательского состава блистали Герасим Смотрицкий, Кирилл Лукарис (позже стал константинопольским патриархом) и другие. Из стен этого учебного заведения вышла плеяда выдающихся культурно-просветительных и общественно-политических деятелей, обогативших различные сферы духовной жизни украинского народа. Вокруг школы образовался кружок ученых, в который входили Герасим Смотрицкий, Василий Суражский, Тимофей Михайлович, братья Наливайко и Иван Федоров. Атмосфера, царившая в этом учебном заведении, высокий уровень преподавания оставили неизгладимый след в восприимчивой душе юноши.
Несколько последующих лет жизни Петра Сагайдачного скрыты от нас пеленой времени. Можно только суверенностью сказать, что вскоре он начал служить в Войске Запорожском.
Умный, высокообразованный, хорошо знающий людей и политическую обстановку, юноша быстро завоевал авторитет среди казачества. Современник-шляхтич отмечал, что « Петр Конашевич, муж редкой мудрости и зрелого суждения в делах, находчивый в словах и поступках, хотя по происхождению, образу жизни и привычкам был простой человек, тем не менее в глазах позднейшего потомства он достоин стать на ряду с самыми знаменитыми людьми своего времени в Польше»[8]. О личной жизни П. Сагайдачного известно, что он был женат на Анастасии Повченской. Отношения между супругами вряд ли можно назвать идиллическими. Не случайно в широко известной народной песне говорится, что он «помшяв жшку на тютюн та люльку». На это указывает, в частности, тот факт, что в своем завещании гетман, как пишет Самоил Величко, «распорядил имение свое на церкви, на шпитале, на школы и монастыре, кроме жены своей». Впрочем, Анастасия вдовствовала недолго — уже в 1624 г. она вышла замуж за шляхтича Ивана Пиончина.
Предпосылки к возникновению реформ в Османской империи
Англо-турецкая конвенция 1838г., а также торговые договоры, заключенные Портой позже с другими европейскими державами, заметно ускорили вовлечение Османской империи в мировую экономическую систему. Это обстоятельство имело важные последствия, как для турецкого, так и для других народов империи, чей дальнейш ...
Социальая и териториальная структура государства Шан.
Вообще принципиальное различие между правящими верхами с их окружением (аппарат администрации, ремесленники, воины, слуги) и производящими крестьянскими массами представлено в реалиях общества Шан выпукло и зримо. Но эта разница была лишена расового или этнокультурного оттенка, который преобладал во взаимоо ...
Меры для развития народного хозяйства.
Заботы о народном хозяйстве в деятельности Петра Великого всегда занимали очень видное место. Признаки таких забот мы замечаем и в XVII в. И предшественники Петра были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, расшатанного смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отнош ...
