История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения
Страница 1

Материалы » Гетман Сагайдачный » Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения

«Славу и авторитет Сагайдачный завоевал не только своими ратными подвигами. Он был выдающимся культурно-просветительным деятелем своего времени. При его содействии в Киеве была создана ячейка, к которой принадлежали И.Борецкий, Е.Плетенецкий, К.Сакович, М.Смотрицкий и другие»[30]

Известный историк М.Грушевский подчеркивал, что Е.Плетенецкий «открыл новую эру в жизни этой твердыни украинского аскетизма и сделал из Печерского монастыря перворядную культурную силу»

В 1615 году Е.плетенецкий приобрел во Львове типографию и перевез ее в Киев. За 15 лет типография выпустила более тридцати изданий – больше, чем все украинские типографии, вместе взятые.

Благодаря поддержке П.Сагайдачного Иерусалимский патриарх Феофан освятил И.Борецкого на митрополита Киевского.

В 1620 году гетман, заботясь о развитии национально-образовательного движения в Украине, вместе со всем Войском Запорожским записался в Киевское Богоявленское братство.

Сагайдачный первым из украинских гетманов объединил военную деятельность казачества с деятельностью других сословий украинского общества: духовенством, шляхтой, мещанами. Но самой большой его заслугой в этом направлении было объединение казацкого движения с тогдашней украинской интеллигенцией.

Не надо забывать, что свою деятельность гетман осуществлял в условиях острой борьбы в церковной жизни. Был период, когда П.Сагайдачный даже терял власть, но мужество и выдержка всегда спасали его – он возвращался к руководству украинским казачеством и с еще большей энергией отстаивал интересы своего народа

Особой страницей в жизни Сагайдачного является укрепление позиций православной церкви в Украине. К концу второго десятилетия XVII века отношения гетмана с королевской властью заметно ухудшились, благодаря наветам католических магнатов.

Король Сигизмунд III и королевич не собирались выполнять обещаний, данных Сагайдачному. Напротив, ему был пре­дъявлен ультиматум: сократить офи­циально дозволенную реестровую численность войска до 3 тысяч чело­век, прекратить всякие походы на Черное море,-ничего вообще не предпринимать без приказа Короля, выдавать беглецов, стремящихся на Сечь.

Будучи все-таки представителем «умеренной» (по отношению к Речи Посполитой) партии казачества и понимая, что пока сила за польским королем, Сагайдачный подписал под Роставицей (1619 год) соглашение, содержащее ряд существенных уступок полякам.

Большинство казаков не приняло это соглашение и в 1620 году, после похода на Перекоп, Сагайдачный временно лишил­ся гетманской булавы и уехал в Киев. И вот тогда-то он предпринял очень удачный контрманевр. Использовав прибытие в Украину православного вселенского патриарха Феофана и взяв всю ответственность на себя, экс-гетман вместе со своими сподвижниками Елисеем Плетснецким (игуменом Печерского монастыря), Иовом Борецким, Лаврентием Зизанием убедил патриарха дать санкцию на утверждение православных иерархов в Украине начиная с митрополита и ниже.

Патриарх, человек робкий, долго колебался, опасаясь гнева мощной католической Речи Посполитой, но Сагайдачный сумел склонить его к нужному решению, обещав дать личную охрану из казаков и сопроводить патриарха через Молдавию к его резиденции.

В результате был утвержден первый признанный иерарх украинской православной церкви — митрополит Иов Борецкий. Еще ранее сам Сагайдачный со своим войском вступил в православное Киевское братство и взял его под опеку запорожцев.

Все эти события выходили далеко за рамки чисто церковной жизни. Тем самым на деле свершилось единение православной украинской идеи (опирающейся на славное наследие Киевской Руси-Украины и выжившей несмотря на лютые преследования католиков и униатов) и военной мощи запорожцев.

Страницы: 1 2 3

Эволюция политического строя Руси в период Татаро-монгольского ига
С начала же XIII в. народы Азии вторгаются в Европей­ское пространство, совершают в период 20—30-х годов военные завоевательные походы в Восточную и Южную Европу, а также в некоторые страны Центральной Европы (Венгрия). Но вся сила этих нашествий, самые тяжелые, самые разрушительные их результаты обрушиваю ...

 Карибский кризис
Вслед за «берлинским кризисом» последовал еще один, на фоне которого события «берлинского кризиса» казались не столь серьезными. Он получил название «карибского», или, как его называют в странах Запада, «ракетного кризиса». Этот кризис поставил мир на грань мировой катастрофы, так как СССР и США, как никогд ...

Доспехи и вооружение воинов времен Каролингов
Приход к власти во Франкском государстве Карла Великого ознаменовался крупными военными мероприятиями предпринятыми этим государем и его наследниками. Хотя во времена Каролингов и не существовало понятие рыцарства, тем не менее, Карл провел резкую дифференциацию между различными частями войска. Он ввел конн ...