История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения
Страница 1

Материалы » Гетман Сагайдачный » Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения

«Славу и авторитет Сагайдачный завоевал не только своими ратными подвигами. Он был выдающимся культурно-просветительным деятелем своего времени. При его содействии в Киеве была создана ячейка, к которой принадлежали И.Борецкий, Е.Плетенецкий, К.Сакович, М.Смотрицкий и другие»[30]

Известный историк М.Грушевский подчеркивал, что Е.Плетенецкий «открыл новую эру в жизни этой твердыни украинского аскетизма и сделал из Печерского монастыря перворядную культурную силу»

В 1615 году Е.плетенецкий приобрел во Львове типографию и перевез ее в Киев. За 15 лет типография выпустила более тридцати изданий – больше, чем все украинские типографии, вместе взятые.

Благодаря поддержке П.Сагайдачного Иерусалимский патриарх Феофан освятил И.Борецкого на митрополита Киевского.

В 1620 году гетман, заботясь о развитии национально-образовательного движения в Украине, вместе со всем Войском Запорожским записался в Киевское Богоявленское братство.

Сагайдачный первым из украинских гетманов объединил военную деятельность казачества с деятельностью других сословий украинского общества: духовенством, шляхтой, мещанами. Но самой большой его заслугой в этом направлении было объединение казацкого движения с тогдашней украинской интеллигенцией.

Не надо забывать, что свою деятельность гетман осуществлял в условиях острой борьбы в церковной жизни. Был период, когда П.Сагайдачный даже терял власть, но мужество и выдержка всегда спасали его – он возвращался к руководству украинским казачеством и с еще большей энергией отстаивал интересы своего народа

Особой страницей в жизни Сагайдачного является укрепление позиций православной церкви в Украине. К концу второго десятилетия XVII века отношения гетмана с королевской властью заметно ухудшились, благодаря наветам католических магнатов.

Король Сигизмунд III и королевич не собирались выполнять обещаний, данных Сагайдачному. Напротив, ему был пре­дъявлен ультиматум: сократить офи­циально дозволенную реестровую численность войска до 3 тысяч чело­век, прекратить всякие походы на Черное море,-ничего вообще не предпринимать без приказа Короля, выдавать беглецов, стремящихся на Сечь.

Будучи все-таки представителем «умеренной» (по отношению к Речи Посполитой) партии казачества и понимая, что пока сила за польским королем, Сагайдачный подписал под Роставицей (1619 год) соглашение, содержащее ряд существенных уступок полякам.

Большинство казаков не приняло это соглашение и в 1620 году, после похода на Перекоп, Сагайдачный временно лишил­ся гетманской булавы и уехал в Киев. И вот тогда-то он предпринял очень удачный контрманевр. Использовав прибытие в Украину православного вселенского патриарха Феофана и взяв всю ответственность на себя, экс-гетман вместе со своими сподвижниками Елисеем Плетснецким (игуменом Печерского монастыря), Иовом Борецким, Лаврентием Зизанием убедил патриарха дать санкцию на утверждение православных иерархов в Украине начиная с митрополита и ниже.

Патриарх, человек робкий, долго колебался, опасаясь гнева мощной католической Речи Посполитой, но Сагайдачный сумел склонить его к нужному решению, обещав дать личную охрану из казаков и сопроводить патриарха через Молдавию к его резиденции.

В результате был утвержден первый признанный иерарх украинской православной церкви — митрополит Иов Борецкий. Еще ранее сам Сагайдачный со своим войском вступил в православное Киевское братство и взял его под опеку запорожцев.

Все эти события выходили далеко за рамки чисто церковной жизни. Тем самым на деле свершилось единение православной украинской идеи (опирающейся на славное наследие Киевской Руси-Украины и выжившей несмотря на лютые преследования католиков и униатов) и военной мощи запорожцев.

Страницы: 1 2 3

Микенская культура
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны, которая в дальнейше ...

Южное восстание (Восстание Черниговского полка)
Восстание 14 декабря послужило сигналом к восстанию на юге. Южное общество и соединившиеся с ним Славянское общество напряженно ожидали восстания. По принятому еще ранее решению, первым должен был выступать Петербург. И лишь после сигнала должны были выступить южные войска. Пестель и его товарищи напряжен ...

Этнические периоды
Льюис Генри Морган считал, "Что новейшее исследование раннего состояния человеческой расы приводят к заключению, что человечество начало свое поприще с самой низкой ступени развития и проложило себе дорогу из состояния дикости к цивилизации, благодаря медленному накоплению опыта".[3] Поскольку не ...