История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Приход к власти фашистов и их экономическая поли­тика.
Страница 2

Материалы » Экономическая политика Германии 20-30 гг. XX века » Приход к власти фашистов и их экономическая поли­тика.

Территориальными экономическими палатами руково­дила имперская экономическая палата, в свою очередь подчинявшаяся министерству экономики. Имперские группы и окружные экономические палаты, которые воз­главили крупнейшие промышленники и финансисты, пол­ностью контролировали экономику: создавали и распуска­ли промышленные объединения, регулировали распреде­ление заказов, кредитов, сырья, контролировали объемы производства, направления его развития, уровень цен.

Основным методом руководства экономикой стал пря­мой административный диктат. Например, реформа акци­онерных обществ ликвидировала все общества, имевшие менее 100 тыс. марок капитала, а открывать акционерные общества разрешалось только при наличии капитала в 500 тыс. марок и более. Монополизации способствовала и так называемая "ариизация капиталов", в ходе которой под предлогом борьбы с "неарийскими" элементами в банках и промышленности близкие к власти монополисты захваты­вали банки и промышленные предприятия. Так, концерн Маннесмана в порядке "ариизации" приобрел 8 прокат­ных заводов и вдвое увеличил выпуск листового железа. Постепенно ключевые позиции в экономике заняли 30 — 40 богатейших семейств.

Милитаризация экономики Германии велась ускорен­ными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырех­летний план мобилизации ее экономических ресурсов, на­копления дефицитных материалов и расширения произ­водства военного снаряжения. В милитаризации немецкие монополисты видели выход из кризиса.

Была расширена добыча железной руды, а также ее им­порт из Швеции, Норвегии, Бельгии, Люксембурга, Франции и их колоний. Если импорт железной руды в 1929 г. составлял 15, 8 млн. т, то в 1939 г. — 22, 1 млн. т. Это позволило Германии выплавить в 1938 г. 23, 3 млн. т стали и выйти по этому показателю на первое место в Европе. Кроме того, за границей закупали никель, олово, вольф­рам, молибден, хром, платину, бокситы, почти отсутство­вавшие в Германии. Ввоз бокситов за 1933—1938 гг. уве­личился в 5 раз, и в 1939 г. выплавка алюминия в Германии достигла 30 % его мирового производства, что выдвинуло Германию по этому показателю на первое место.

Увеличилось производство нефтепродуктов, синтети­ческого каучука, автомобилей, станков. Германия накап­ливала ресурсы для ведения войны, в значительной мере используя ресурсы тех стран, с которыми собиралась вое­вать. Наибольшие инвестиции в германскую экономику делали США. В 1937 г. американская фирма "Брассерт" построила металлургические заводы, образовавшие круп­нейший военный концерн "Рейхсверке Герман Геринг". Корпорации США передавали Германии и технические секреты: производства каучука, радиоустановок, оборудо­вания для дизель-моторов и др. Американские заводы в Рюссельгейме, Бранденбурге, Кельне поставляли фашис­тской армии автомобили. Способствуя подготовке к войне потенциального агрессора, США, а также Англия, Дания надеялись столкнуть в войне Германию и СССР, получив от этого экономические и политические дивиденды.

Государственные заказы стали источником колоссаль­ного обогащения крупнейших монополий. Валовой доход концерна "И. Г. Фарбениндустри", составлявший в 1932 г. 48 млн. марок, в 1939 г. увеличился до 363 млн. марок. Прибыль концерна Круппа возросла со 118 млн. марок в 1933 г. до 395 млн. в 1939 г. Крупнейшим монополистом стал Ге­ринг, на предприятиях которого работало 600 тыс. чело­век. Сам Гитлер стал владельцем книгоиздательства и только за выпуск своего "труда" "Моя борьба", который распространялся в принудительном порядке, получил 4 млн. дол. дохода.

Милитаризация экономики обусловила выход из кри­зиса и значительный рост производства. За 1929—1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %. В то же время объем производства в легкой промышленности сни­зился.

Опережающими темпами возрастал выпуск военной техники — самолетов, танков, артиллерии. В тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвес­тиций. "Решающие в военном отношении" и "важные в во­енном отношении" предприятия в первую очередь снабжа­лись кредитами, сырьем, рабочей силой. В результате тя­желая промышленность в 1934 г. достигла предкризисного уровня, а к 1939 г. превысила его на 50 %. Военное произ­водство и расходы на вооружение за 1932 —1938 гг. вырос­ли в 10 раз. Последние перед началом войны составили 58 % государственного бюджета.

К 1937 г. начали работу более 300 военных заводов, в том числе около 60 авиационных, 45 автомобильных и тан­ковых, 70 химических, 15 военно-судостроительных и др. Если в 1931 г. в Германии было выпущено. 13 самолетов, то в 1933 г. - 368, в 1939 г. - 8295.

Лозунг "пушки вместо масла" приобрел реальный смысл. Был установлен прямой запрет на инвестиции в от­расли, производившие товары народного потребления, производство которых к началу войны так и не достигло уровня 1928 г.

Страницы: 1 2 3

Высшее командование Красной Армии: корректировка стиля руководства и повтор ошибок 1942 года
К концу 1942 года напряжение в борьбе на советско–германском фронте достигло своего апогея. Союзники по антигитлеровской коалиции приступили к согласованным действиям, их ощутимые поставки положительно сказывались на советском производстве, оснащали Красную Армию современной техникой[2]. Эти факторы, а такж ...

Делопроизводственная документация государственных учреждений и общественных организаций
Делопроизводственные документы составляют наиболее обширную группу источников. Управление есть не что иное, как процесс передачи, оценки, преобразования информации и осуществляется в значительной мере в форме бумажного документооборота. Документы свидетельствуют и удостоверяют факты, события, права, обязате ...

Формы развития торгового капитала
Основной формой развития торгового капитала Казани, в том числе национального, являлись единоличные частные предприятия, основанные преимущественно на индивидуальной или семейной собственности предпринимателей. В 1901 году из всех выданных татарским коммерсантам свидетельств на торговую деятельность 98 проц ...