История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Противоречивый характер реформ и их последствия
Страница 1

В декабре 1988 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла изменения и дополнения в Конституцию СССР, которые узаконивали новую систему государственных органов власти и принцип альтернативности при выборах народных депутатов в центре и на местах.

Раскол среди сторонников реформ произошёл во время выборной кампании зимой-весной 1989 г. Во время выборов появилось и активизировалось большое количество, так называемых «неформальных» движений и групп. Они появились ещё в 1988 г. В мае1988 г. оппозиционной коммунистам партией провозгласил себя Демократический союз В.Новодворской. Тогда же был создан проект «программы социал-демократической партии», послуживший основой для возникновения весной 1990 г. Либерально-демократической партии СССР В.Жириновского. В апреле 1988 г. возникают Народные фронты Эстонии, Латвии, «Саюдис» в Литве.

Предвыборная кампания проходила по-новому, вовлекая людей в политическую деятельность. Впервые с начала 1920-х гг. проходила борьба между кандидатами в депутаты, стали проходить митинги, теледебаты, проводиться социологические опросы. Возникли политические и дискуссионные клубы, напр., «Московская трибуна». По 750 территориальным округам баллотировался 1451 кандидат в депутаты, по 750 территориально-национальным – 1419, на 750 депутатских мандатов от общественных организаций претендовал 871 кандидат. Выборы состоялись 26 марта 1989г. В них приняло участие 172 млн., или почти 90% всех избирателей. Следует признать, что если в крупных городах действительно проходила острая политическая борьба, то в провинции демократические выборы воспринимались многими как простая формальность.

I съезд народных депутатов СССР проходил в Москве с 25 мая по 9 июня 1989 г.

На съезде был сформирован Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совет Союза и Совет национальностей). В новый парламент вошло 542 депутата. Главой Президиума Верховного Совета стал М. Горбачёв, его заместителем А. Лукьянов. На съезде сформировалась первая организационная парламентская оппозиция Межрегиональная депутатская группа (МДГ). В неё вошли Ю.Афанасьев, А.Собчак, Г.Попов, Ю.Черниченко, Б.Ельцин. Духовным лидером группы был академик А.Сахаров.

Во время дискуссий радикально настроенные депутаты критиковали политику М.Горбачёва. Они обвинили правительство в нерешительности, в промедлении с переходом к рынку, за ухудшение социального положения в стране (рост цен, введение карточно-талонной системы). В политической сфере предлагали ввести институт президента, избираемого прямым голосованием и проведении референдумов по важнейшим вопросам жизни страны. А. Сахаров предложил подписать новый союзный договор между республиками, по которому СССР становился конфедерацией, а не федерацией. Демократы активно поддержали требования депутатов от прибалтийских республик о создании «Комиссии по политической и правовой оценке советско-германских договоров 1939 г. и их последствиях».

В течение лета-осени 1989 г. конфликт между М. Горбачёвым и его оппонентами из МДГ углублялся. Демократы пользовались поддержкой влиятельных средств массовой информации: периодическая печать – «Московские новости», «Московский комсомолец», «Огонёк», телевизионные передачи – «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Они стали выступать за демонтаж существующего унитарного государства, административно-командной системы управления. Осенью 1989 г. в странах Центральной Европы коммунисты потеряли власть, к руководству в этих государствах пришла демократическая оппозиция. Этот фактор также подтолкнул демократов к более решительным действиям.

Позиции М. Горбачева становились более уязвимыми из-за ухудшения социально-экономического положения в стране и возникших межнациональных конфликтов. Одновременно он стал терять контроль над ситуацией, так как активно принимал участие в работе Верховного Совета, фактически исполняя обязанности спикера, а не управлял государством.

Страницы: 1 2 3

Чингисхан как государственный деятель
Новое монгольское государство по сравнению с предыдущими раннефеодальными объединениями носило ярко выраженный классовый, феодальный характер. В его основу было положено военно-административное устройство. Чингис-хан разделил население Монголии на два крылья: правое ( барун-гар ) и левое ( дзун-гар ). Крыль ...

Образование и укрепление государства Сефевидов
Образование Сефевидского государства связано с движением так называемых кызылбашей, во главе которого стояли наследственные главы, "старцы" суфийско-дервишеского ордена сефевийе, в Ардебиле. Имя ордену и своему роду дал шейх Сефи од - Дин Исхак (1252-1334 гг.), ученик и зять известного дервишеског ...

 Роль религии в жизни еврейского народа
Среди факторов, которые определяли жизненность еврейской общины, регулировали взаимоотношения, первостепенное место занимает религия. Все религиозные учения заключают в себе систему моральных ценностей, которые имеют непреходящее общечеловеческое значение. Основа иудаистской религии – многотомные трактаты ...