ПросвещениеСтраница 1
Война была сопряжена с неслыханными лишениями, но культурная жизнь советского народа, ни на час не замирала. Нет слов, школа, конечно, переживала серьёзные трудности: не хватало помещений, ибо большая часть школьных зданий была занята под госпитали и другие военные учреждения. Занятия проходили в плохо приспособленных помещениях в три смены. Не хватало учебных принадлежностей, ощущалась большая нехватка учителей, ибо только в течение первого года войны на фронт ушло 5 тысяч учителей, процент отсева учащихся был весьма высок, посещаемость составляла 50–60% от общего числа школьников и др. Из-за отсутствия преподавателей в ряде мест школы не работали. Так, в Гармской области была закрыта 61 школа, а в некоторых районах резко сокращалось количество классов.
Благодаря заботе государства и всенародной поддержке органы народного образования преодолевали трудности и добивались определенных успехов в осуществлении всеобуча, в перестройке школьной жизни на военный лад.
О постоянной поддержке партии и правительства школы свидетельствовало то, что ассигнования на народное образование в республике в годы войны не только не уменьшились, но значительно возросли.
С целью укрепления средних школ, сохранения контингента старшеклассников из лиц местных национальностей были учреждены государственные интернаты, В 1945/46 учебном году в 21 интернате учились 1368 воспитанников. Была проявлена особая забота о детях фронтовиков и эвакуированных из фронтовой полосы. Повсеместно велась борьба с детской безнадзорностью. В 1944 г. в республике функционировал 31 детский дом, где воспитывались 3553 ребенка, потерявшего кров и родителей.
Во многих местах были открыты вечерние школы рабочей и сельской молодежи. Большую помощь сельским школам оказывали колхозы. Для девушек местных национальностей были открыты интернаты, функционировали женские педагогические училища в Канибадаме, Ленинабаде и Хороге. В октябре 1943 г. Ленинабадский учительский институт был преобразован в женский.
Подготовка учительских кадров стала важнейшей проблемой дня. Чтобы пополнить начальные школы учителями взамен ушедших на фронт, ЦК ЛКСМ Таджикистана совместно с органами народного образования приступили к открытию шестимесячных учительских курсов, где обучались будущей профессии способные старшеклассники, в первую очередь девушки. Курсовой подготовкой было в республике охвачено 2500 человек.
С 1943 г. начали действовать двухмесячные курсы по подготовке учителей-предметников для 5–7 классов.
Активизировали свою работу по подготовке учителей (путем незначительного сокращения сроков обучения студентов) педвузы, учительские институты, педучилища и десятимесячные курсы учителей.
В мае 1944 г. во всех школах Таджикистана уже работало 11138 учителей.
Ни на один день не прерывали подготовку высококвалифицированных кадров специалистов 6 высших учебных заведений республики: 2 педагогических, 2 учительских, медицинский и сельскохозяйственный институты.
В республике функционировало около 30 техникумов и.других средних специальных учебных заведений. Студенты и учащиеся работали с небывалой нагрузкой. Невзирая на тяготы военного времени, молодежь училась усердно, процент успеваемости в школах, высших и средних специальных учебных заведениях был вполне удовлетворительный. За годы войны вузы Таджикистана выпустили более одной тысячи педагогов, врачей, агрономов, зоотехников и других специалистов.
Массовый характер приобрело участие учащейся молодежи в общественно-производственном труде в колхозах, совхозах, МТС, подсобных хозяйствах, в сборе металлолома и т.д. Многие студенты совмещали учебу с постоянной работой на производстве, обучались военному делу.
Наука. В соответствии с постановлением СНК Таджикской ССР «О перестройке работы Таджикского филиала АН СССР»: (1 сентября 1941 г.) научная жизнь республики также была подчинена интересам обороны. Внимание работников науки было сосредоточено на разработке таких проблем, которые имели практическое значение для народного хозяйства и защиты Родины.
Так, Институт зоологии АН СССР, эвакуированный в Душанбе, возглавляемый академиком Е.Н. Павловским, оказал большую помощь паразитологам республики в разработке способов борьбы с переносчиками некоторых распространенных в Таджикистане кровопаразитарных болезней животных, изучении методов борьбы с грызунами, причинявшими серьёзный ущерб полеводству. Сотрудники института оказали практическую помощь колхозам и совхозам в повышении продуктивности общественного животноводства и увеличении его поголовья. ъ Ботаники направили свои усилия на увеличение ресурсов лекарственных растений. В решение этой проблемы серьёзный вклад внесли работники Душанбинского ботанического сада. Не только научное, но и ценное народнохозяйственное значение имела исследовательская работа Института ботаники по изучению витаминоносителей. Изданный Институтом сборник «Растительные ресурсы Таджикистана на службе обороны» имел важное практическое значение.
Мятеж «бумажных тигров»
Тяжелое экономическое положение заставило правительство предпринять весьма непопулярные среди гуанчжоуского купечества финансовые меры — ввести новые налоги. Верхушка купечества, тесно связанная с английским капиталом (особенно через Гонконг) и не согласная с политикой гоминьдановского правительства, воспо ...
Организационное
развитие красной армии в 1939-1941 гг. и проблема соотношения сил сторон к
началу великой отечественной войны
История строительства Советских Вооруженных Сил в предвоенные годы в силу продолжающегося процесса рассекречивания документов того периода все еще недостаточно исследована. Хотя в последние годы российская историография пополнилась рядом документальных публикаций и исследований, в которых различные аспекты ...
Поход против найманов
Предлог для открытия похода против найманов доставил ему сам государь найманский Таян-хан, который, обеспокоенный растущим могуществом властелина монголов, надумал весной 1204 г. заключить с государем племени онгутов, живших близ Великой китайской стены, Ала-Кушем наступательный союз против Чингисхана. По с ...