ПросвещениеСтраница 1
Война была сопряжена с неслыханными лишениями, но культурная жизнь советского народа, ни на час не замирала. Нет слов, школа, конечно, переживала серьёзные трудности: не хватало помещений, ибо большая часть школьных зданий была занята под госпитали и другие военные учреждения. Занятия проходили в плохо приспособленных помещениях в три смены. Не хватало учебных принадлежностей, ощущалась большая нехватка учителей, ибо только в течение первого года войны на фронт ушло 5 тысяч учителей, процент отсева учащихся был весьма высок, посещаемость составляла 50–60% от общего числа школьников и др. Из-за отсутствия преподавателей в ряде мест школы не работали. Так, в Гармской области была закрыта 61 школа, а в некоторых районах резко сокращалось количество классов.
Благодаря заботе государства и всенародной поддержке органы народного образования преодолевали трудности и добивались определенных успехов в осуществлении всеобуча, в перестройке школьной жизни на военный лад.
О постоянной поддержке партии и правительства школы свидетельствовало то, что ассигнования на народное образование в республике в годы войны не только не уменьшились, но значительно возросли.
С целью укрепления средних школ, сохранения контингента старшеклассников из лиц местных национальностей были учреждены государственные интернаты, В 1945/46 учебном году в 21 интернате учились 1368 воспитанников. Была проявлена особая забота о детях фронтовиков и эвакуированных из фронтовой полосы. Повсеместно велась борьба с детской безнадзорностью. В 1944 г. в республике функционировал 31 детский дом, где воспитывались 3553 ребенка, потерявшего кров и родителей.
Во многих местах были открыты вечерние школы рабочей и сельской молодежи. Большую помощь сельским школам оказывали колхозы. Для девушек местных национальностей были открыты интернаты, функционировали женские педагогические училища в Канибадаме, Ленинабаде и Хороге. В октябре 1943 г. Ленинабадский учительский институт был преобразован в женский.
Подготовка учительских кадров стала важнейшей проблемой дня. Чтобы пополнить начальные школы учителями взамен ушедших на фронт, ЦК ЛКСМ Таджикистана совместно с органами народного образования приступили к открытию шестимесячных учительских курсов, где обучались будущей профессии способные старшеклассники, в первую очередь девушки. Курсовой подготовкой было в республике охвачено 2500 человек.
С 1943 г. начали действовать двухмесячные курсы по подготовке учителей-предметников для 5–7 классов.
Активизировали свою работу по подготовке учителей (путем незначительного сокращения сроков обучения студентов) педвузы, учительские институты, педучилища и десятимесячные курсы учителей.
В мае 1944 г. во всех школах Таджикистана уже работало 11138 учителей.
Ни на один день не прерывали подготовку высококвалифицированных кадров специалистов 6 высших учебных заведений республики: 2 педагогических, 2 учительских, медицинский и сельскохозяйственный институты.
В республике функционировало около 30 техникумов и.других средних специальных учебных заведений. Студенты и учащиеся работали с небывалой нагрузкой. Невзирая на тяготы военного времени, молодежь училась усердно, процент успеваемости в школах, высших и средних специальных учебных заведениях был вполне удовлетворительный. За годы войны вузы Таджикистана выпустили более одной тысячи педагогов, врачей, агрономов, зоотехников и других специалистов.
Массовый характер приобрело участие учащейся молодежи в общественно-производственном труде в колхозах, совхозах, МТС, подсобных хозяйствах, в сборе металлолома и т.д. Многие студенты совмещали учебу с постоянной работой на производстве, обучались военному делу.
Наука. В соответствии с постановлением СНК Таджикской ССР «О перестройке работы Таджикского филиала АН СССР»: (1 сентября 1941 г.) научная жизнь республики также была подчинена интересам обороны. Внимание работников науки было сосредоточено на разработке таких проблем, которые имели практическое значение для народного хозяйства и защиты Родины.
Так, Институт зоологии АН СССР, эвакуированный в Душанбе, возглавляемый академиком Е.Н. Павловским, оказал большую помощь паразитологам республики в разработке способов борьбы с переносчиками некоторых распространенных в Таджикистане кровопаразитарных болезней животных, изучении методов борьбы с грызунами, причинявшими серьёзный ущерб полеводству. Сотрудники института оказали практическую помощь колхозам и совхозам в повышении продуктивности общественного животноводства и увеличении его поголовья. ъ Ботаники направили свои усилия на увеличение ресурсов лекарственных растений. В решение этой проблемы серьёзный вклад внесли работники Душанбинского ботанического сада. Не только научное, но и ценное народнохозяйственное значение имела исследовательская работа Института ботаники по изучению витаминоносителей. Изданный Институтом сборник «Растительные ресурсы Таджикистана на службе обороны» имел важное практическое значение.
Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый (ок. 980?-1054?), великий князь киевский (1019). Сын Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многи ...
Основные противоречия модернизационного процесса в Росии
В начале XX в. Россия являлась одним из крупнейших государств мира по занимаемой территории и численности населения. В стране проживало 126,5 млн. чел., представлявших более 100 наций и народностей. В этот период страна находилась в процессе модернизации, который имел противоречивый характер. Россия вступил ...
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве петровской эпохи окончательную победу одержало светское направление. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. В Россию приглашались иностранные живописцы, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»).
Ведущим ж ...