История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Бронепоезда в обороне Москвы
Страница 1

Материалы » Бронепоезда в обороне Москвы

Среди бронетанковой техники Красной Армии, участвовавшей в обороне Москвы, были и бронепоезда. Причем подчинялись они двум ведомствам - Главному автобронетанковому управлению Красной Армии и Управлению войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.

Из армейских под Москвой участвовали два отдельных дивизиона бронепоездов (ОДБП) - 21 и 22-й - и несколько отдельных депо: особый №1 "За Сталина", №13 и 53.21 и 22-й дивизионы действовали они действовали вместе, на Волоколамском направлении.

21-й ОДБП формировался в Москве с 21 по 25 октября 1941 года. В его состав вошли бронепоезд № 1 типа НКПС-42, построенный в депо имени Сталина города Сталино и вооруженный 76-мм зенитными пушками образца 1914/195 годов (командир бепо лейтенант Простаков), и бронепоезда № 2 старшего лейтенанта Коркина типа БП-35 (бывший № 15 1-го ОДБП) с 3 76-мм обр. 1902/30 и 1 76-мм обр. 1902 года.

22-й ОДБП начал формироваться в Воронеже как 2-й отдельный дивизион бронепоездов Юго-Западного направления в октябре 1941 года. Матчасть (бепо типа НКПС-42) начинала строиться на предприятиях Мариуполя, Сталино, Славянска и Харькова, а доделывалась и вооружалась на заводах Воронежа.

18 октября дивизион убыл в Москву, где 22 октября на станции Подмосковная был окончательно сформирован как 22-й ОДБП. Его командиром стал старший лейтенант Симберг, в состав вошли бронепоезда № 1 лейтенанта Середы типа НКПС-42 и бепо № 2 лейтенанта Бу-лавина, типа НКПС-42 с 76-мм пушками образца 1902 года.

25 октября 1941 года 21 ОДБП убыл на Западный фронт, где на следующий день получил задачу от начальника штаба 16-й армии генерал-майора Малинина: " Базируясь на ст. Румянцеве охранять ж. д. Чисмено - Холщевники с задачей не допустить проникновения танков и пехоты по Волоколамского шоссе, и при необходимости поддержать 18 сд и 28 тбр".

Но из-за разрушенных мостов и железной дороги бронепоезда не могли войти в соприкосновение с противником, и до 14 ноября прикрывали станции Чисмено и Холщевники. За это время они несколько раз подвергались авианалетам, при отражении которых был сбит самолет.

15 ноября 1941 года дивизион получил приказ поступить в распоряжение группы генерала Доватора. Бронепоезд № 2 старшего лейтенанта Коркина с черным паровозом (бронированный был в ремонте), получил задачу подготовить огонь по деревням Сычи, Морозове, Шитьково, Допилкино, Собянки, где находились сосредоточения пехоты и танков противника. В 10.00 16 ноября бепо № 2 открыл огонь и, несмотря на то, что стрельба велась с расстояния 12 - 13 км, задачу выполнил отлично, за что генерал-майор Доватор объявил благодарность команде. В 14.00 израсходован весь боекомплект, бепо № 2 ушел на станцию Румянцеве для пополнения боеприпасами, углем и водой.

18 ноября в 8.00 бронепоезд № 2 поддерживал 1-ю гвардейскую танковую бригаду, ведя огонь противнику в деревнях Голубцово, Лысцево и Городище. Разведка установила несколько прямых попаданий в скопления пехоты и танков. В 9.30 бепо № 2 атаковали немецкие самолеты, но из-за интенсивного зенитного огня бронепоезда № 1 лейтенанта Простакова, налет удалось отбить без потерь.

Продолжая выполнять поставленную задачу бронепоезд № 2 в 10.00 открыл огонь по противнику в деревнях Городище и Шишкино. Так как дистанция до

целей составляла 10 - 13 км, стрельба велось только бепо № 2: дальность стрельбы орудий бепо № 1 составляла всего 7 км. Но зато этот бронепоезд из своих пушек Лендера мог вести огонь по воздушным целям, поэтому его задачей являлось прикрытие дивизиона с воздуха.

На станции Лесодолгоруково бронепоезда подверглись атаке 23 пикирующих бомбардировщиков и трех истребителей. Несмотря на плотный заградительный огонь бепо № 1, не давший возможности прицельного бомбометания, обойтись без повреждений не удалось. Так, одна бомба разорвалась рядом с черным паровозом бепо № 2, вывела его из строя и разрушила часть железнодорожного полотна, вторая попала в контрольную платформу и также разбила путь, а третья повредила одну бронеплощадку и сбросила ее с рельс. Бронепоезд № 1 тоже получил повреждения, но из боя вышел сам.

В результате восстановительных работ, проведенных дивизионом и подошедшим восстановительным поездом, две контрольных платформы и одну бронеплощадку бепо № 2 удалось вытянуть. Вторая бронеплощадка получила серьезные повреждения, а в связи с невозможностью ее быстро поднять и отхода наших частей ее пришлось взорвать.

После этого оба бронепоезда отправили в ремонт.

Страницы: 1 2 3 4 5

Большие перемены в жизни и деятельности Срезневского. Вынужденный выход на пенсию.
Однако план Срезневского уже не мог быть проведён в жизнь, так как наступило время крутой ломки Рукописного отделения, связанной с общей реорганизацией архивного дела в Академии, и перераспределения вследствие этого архивных фондов между специальными академическими хранилищами. Срезневский не понял целесооб ...

 
Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первые попытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Он попытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией. Деятел ...

Военная техника: проблема качества
Таким образом, долгое время в отечественной историографии приводились далеко не полные сведения по численности Советских Вооруженных Сил накануне Великой Отечественной войны. Лишь в конце 1980-х гг. в открытой литературе появились более объективные сведения на этот счет, и в начале 1990-х годов традиционная ...