История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Бронепоезда в обороне Москвы
Страница 4

Материалы » Бронепоезда в обороне Москвы

Отдельного рассказа заслуживает особый бронепоезд № 1 "За Сталина". В середине июля 1941 года коллективы заводов "Красный Профинтерн", Коломенского имени Куйбышева и Ворошиловградского имени Октябрьской революции на собраниях решили изготовить сверх плана два бронепоезда для Красной Армии и укомплектовать их добровольцами. Направленные "наверх" письма об этом нашли поддержку у наркома тяжелого машиностроения Казакова и начальника ГАБТУ Красной Армии Я. Федоренко.23 июля Казаков сообщал заместителю председателя ГКО В. Молотову (аналогичное письмо получил Молотов и от Федоренко):

"Наркомтяжмаш и коллективы Коломенского завода им. Куйбышева, завода "Красный Профинтерн" и Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции для усиления фронта боевой техникой имеют возможность за счет мобилизации внутренних ресурсов заводов изготовить сверх плана и укомплектовать добровольцами два бронепоезда.

Представляю проект постановления ГКО об изготовлении и формировании двух бронепоездов и прошу его утвердить.

НКТМ СССР Н. Казаков.

Приложение - упомянутое на 12 л".

В приложении приводились штаты бронепоездов, их боевой состав, а также названия: № 1 "За Сталина" и № 2 "За Родину".

26 июля 1941 года В. Молотов подписал постановление ГКО № 287сс, которым утверждалось предложение Казакова и Федоренко, устанавливались сроки готовности бронепоездов, а также их названия - Особый бронепоезд № 1 "За Сталина" и особый бронепоезд № 2 "За родину". Термином "особые" подчеркивалось, что эти бепо изготавливаются по инициативе заводских коллективов и комплектуются опытными кадрами рабочих специалистов.

Особый бронепоезд № 2 "За Родину" по существу являлся достроенным на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции бронепоездом типа БП-35, то "За Сталина" был полностью оригинальным.

Его изготовление началось на Коломенском машиностроительном заводе имени Куйбышева в последних числах июля 1941 года. Изготовлением бронепоезда и оборудованием его базы занимались 30 цехов и отделов предприятия.

Бронепоезд "За Сталина" состоял из бронепаровоза, двух бронированных платформ (вооружение каждой две 76-мм пушки Ф-34 в башнях танка Т-34 и четыре бортовых пулемета Максима) и двух зенитных платформ (по одной с каждой стороны состава). Наиболее интересным в конструктивном отношении был паровоз - он проектировался специально для бронепоезда группой инженеров под руководством Лебедянского - известного конструктора железнодорожной техники - и представлял собой модернизированный вариант маневренного паровоза 9П, изготовлением которых Коломенский завод занимался с 1935 года. В отчете предприятия об этом сказано следующее:

"Паровоз бронепоезда 1-3-1 модернизирован из паровоза промышленного типа 9П, строящегося на заводе. Необходимость длительной работы бронепоезда требует от паровоза повышенной мощности котла, в связи с этим паровоз 9П типа 0-3-0 был переделан. Паровозу были приданы передняя и задняя тележки, котел был увеличен и снабжен пароперегревателем".

Таким образом, паровоз особого бепо № 1 "За Сталина" являлся единственным, специально спроектированным и изготовленным в период 1930-1945 годов для работы в составе бронепоездов. Во всяком случае, в 99% бепо этого периода (да и более раннего - Гражданской и Первой Мировой войн) как правило использовались паровозы серии О. Во всяком случае, о других фактах изготовления специального паровоза для бронепоездов автору ничего не известно.

В начале октября 1941 года особый бронепоезд № 1 "За Сталина" передали Красной Армии. На митинге, который состоялся на Коломенском заводе по случаю этого события, присутствовали секретарь Московского комитета ВКП (б) Б. Черноусое, известный полярник, Дважды Герой Советского Союза И. Папанин и белорусский поэт Я. Купала.

Судьба особого бронепоезда "За Сталина" сложилась трагически - в первом же бою под Гжатском 11 октября 1941 года он был расстрелян немецкими танками. При этом на одной из бронеплощадок сдетонировал боекомплект, и она была полностью разрушена. Немцы отбуксировали бронепаровоз и одну бронеплощадку на станцию Гжатск, затем восстановили их и использовали в составе своих бронепоездов.

Схемы бронировки паровоза и зенитных площадок бронепоезда "За Сталина" в 1942 году легли в основу конструкции бронепаровоза, разработанного рембазой № 6 для бепо "Козьма Минин", "Илья Муромец", "Имени газеты "Правда" и "Имени газеты "Красная звезда" (а позже и типа ПР-43) и бронеплощадки типа ПВО-4. После гибели бронепоезда подвижный состав его базы использовался для размещения в нем базы материально-технического снабжения управления бронепоездов ГАБТУ Красной Армии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Характер войны
Русско-турецкая война по своему характеру была войной за влияние в регионе с элементами завоевания, так как каждая сторона намеревалась в итоге отвоевать часть территории своего противника. ...

Критическое положение в американо-советской торговле
В 1931 г. в США продолжалось углубление и социальное обострение кризиса. Народ бедствовал. Миллионы безработных искали работу и не находили. Они нуждались в помощи и пособиях. Администрация Гувера только обещала. В январе к президенту прибыла делегация деловых кругов с требованием принять срочные меры для у ...

Северная война 1700-1721 гг.
Для экономического развития России, успешной торговли и ведения военных действий Российскому государству необходим был выход к морям. 9 августа 1700 г. Россия объявила войну Швеции. Началась Северная война. Ход этой войны можно разделить на три основных этапа. Первый этап — 1700 — 1706 гг. 16 сентября 170 ...