История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Бронепоезда в обороне Москвы
Страница 4

Материалы » Бронепоезда в обороне Москвы

Отдельного рассказа заслуживает особый бронепоезд № 1 "За Сталина". В середине июля 1941 года коллективы заводов "Красный Профинтерн", Коломенского имени Куйбышева и Ворошиловградского имени Октябрьской революции на собраниях решили изготовить сверх плана два бронепоезда для Красной Армии и укомплектовать их добровольцами. Направленные "наверх" письма об этом нашли поддержку у наркома тяжелого машиностроения Казакова и начальника ГАБТУ Красной Армии Я. Федоренко.23 июля Казаков сообщал заместителю председателя ГКО В. Молотову (аналогичное письмо получил Молотов и от Федоренко):

"Наркомтяжмаш и коллективы Коломенского завода им. Куйбышева, завода "Красный Профинтерн" и Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции для усиления фронта боевой техникой имеют возможность за счет мобилизации внутренних ресурсов заводов изготовить сверх плана и укомплектовать добровольцами два бронепоезда.

Представляю проект постановления ГКО об изготовлении и формировании двух бронепоездов и прошу его утвердить.

НКТМ СССР Н. Казаков.

Приложение - упомянутое на 12 л".

В приложении приводились штаты бронепоездов, их боевой состав, а также названия: № 1 "За Сталина" и № 2 "За Родину".

26 июля 1941 года В. Молотов подписал постановление ГКО № 287сс, которым утверждалось предложение Казакова и Федоренко, устанавливались сроки готовности бронепоездов, а также их названия - Особый бронепоезд № 1 "За Сталина" и особый бронепоезд № 2 "За родину". Термином "особые" подчеркивалось, что эти бепо изготавливаются по инициативе заводских коллективов и комплектуются опытными кадрами рабочих специалистов.

Особый бронепоезд № 2 "За Родину" по существу являлся достроенным на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции бронепоездом типа БП-35, то "За Сталина" был полностью оригинальным.

Его изготовление началось на Коломенском машиностроительном заводе имени Куйбышева в последних числах июля 1941 года. Изготовлением бронепоезда и оборудованием его базы занимались 30 цехов и отделов предприятия.

Бронепоезд "За Сталина" состоял из бронепаровоза, двух бронированных платформ (вооружение каждой две 76-мм пушки Ф-34 в башнях танка Т-34 и четыре бортовых пулемета Максима) и двух зенитных платформ (по одной с каждой стороны состава). Наиболее интересным в конструктивном отношении был паровоз - он проектировался специально для бронепоезда группой инженеров под руководством Лебедянского - известного конструктора железнодорожной техники - и представлял собой модернизированный вариант маневренного паровоза 9П, изготовлением которых Коломенский завод занимался с 1935 года. В отчете предприятия об этом сказано следующее:

"Паровоз бронепоезда 1-3-1 модернизирован из паровоза промышленного типа 9П, строящегося на заводе. Необходимость длительной работы бронепоезда требует от паровоза повышенной мощности котла, в связи с этим паровоз 9П типа 0-3-0 был переделан. Паровозу были приданы передняя и задняя тележки, котел был увеличен и снабжен пароперегревателем".

Таким образом, паровоз особого бепо № 1 "За Сталина" являлся единственным, специально спроектированным и изготовленным в период 1930-1945 годов для работы в составе бронепоездов. Во всяком случае, в 99% бепо этого периода (да и более раннего - Гражданской и Первой Мировой войн) как правило использовались паровозы серии О. Во всяком случае, о других фактах изготовления специального паровоза для бронепоездов автору ничего не известно.

В начале октября 1941 года особый бронепоезд № 1 "За Сталина" передали Красной Армии. На митинге, который состоялся на Коломенском заводе по случаю этого события, присутствовали секретарь Московского комитета ВКП (б) Б. Черноусое, известный полярник, Дважды Герой Советского Союза И. Папанин и белорусский поэт Я. Купала.

Судьба особого бронепоезда "За Сталина" сложилась трагически - в первом же бою под Гжатском 11 октября 1941 года он был расстрелян немецкими танками. При этом на одной из бронеплощадок сдетонировал боекомплект, и она была полностью разрушена. Немцы отбуксировали бронепаровоз и одну бронеплощадку на станцию Гжатск, затем восстановили их и использовали в составе своих бронепоездов.

Схемы бронировки паровоза и зенитных площадок бронепоезда "За Сталина" в 1942 году легли в основу конструкции бронепаровоза, разработанного рембазой № 6 для бепо "Козьма Минин", "Илья Муромец", "Имени газеты "Правда" и "Имени газеты "Красная звезда" (а позже и типа ПР-43) и бронеплощадки типа ПВО-4. После гибели бронепоезда подвижный состав его базы использовался для размещения в нем базы материально-технического снабжения управления бронепоездов ГАБТУ Красной Армии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операция («Марс») войск Западного и Калининского фронтов — 25.11−20.12.1942
Ржевско-Сычёвская стратегическая наступательная операция (операция «Марс») — боевые действия Калининского (генерал-полковник М. А. Пуркаев) и Западного (генерал-полковник И. С. Конев) фронтов с целью разгрома немецкой 9-й армии (генерал-полковник В. Модель, штаб — Сычёвка) группы армий «Центр», оборонявшейс ...

Доспехи и вооружение воинов времен Каролингов
Приход к власти во Франкском государстве Карла Великого ознаменовался крупными военными мероприятиями предпринятыми этим государем и его наследниками. Хотя во времена Каролингов и не существовало понятие рыцарства, тем не менее, Карл провел резкую дифференциацию между различными частями войска. Он ввел конн ...

Революционные праздники. Идейные предпосылки и общие черты.   Общая характеристика революционных празднеств
Определяющей чертой революционных празднеств был их синтетический характер, объединение разных видов искусства. Трудно сказать, какой из этих видов был ведущим. Гремела музыка, пели хоры, разворачивалась пантомима, разыгрывались сцены, украшались и перестраивались площади и улицы, создавались специальные ко ...