Демократическое движение.Страница 1
Естественно, что в странах с тоталитарным или авторитарным устройством демократические силы вынуждены действовать в крайне сложных условиях. В подобной ситуации находились и демократически ориентированные граждане межвоенной Японии. Когда официальная пропаганда изо всех сил старалась привить нации воинственный дух,а слова «самурай» и «патриот» употреблялись как синонимы, необходимо было большоегражданское мужество, чтобы противостоять этому. Особенность Японии, как, обственно, и Германии, и Италии, состояла в том, что здесь к демократическому лагерю принадлежали все выступавшие против диктатуры милитаристов внутри страны и против агрессивной внешней политики на международной арене. Таким образом, демократический лагерь составляли довольно разношерстные идеологически силы: интеллектуалы, отдававшие себе отчет в неминуемых губительных последствиях для народа политики режима военных; коммунисты, расценивавшие установившиеся в Японии порядки как «империализм»; пацифисты, протестовавшие против любой войны как противоестественного явления; отдельные чиновники и военные. Следует, однако, отметить, что последних было на удивление мало.
Демократическое движение в Японии страдало от того, что его участники были разрозненными и не имели общенациональных центров. В частности, в отличие от Великой Британии с ее Британским конгрессом тред-юнионов, в Японии не было единого профсоюзного центра, который бы направлял борьбу наемных работников за их социальные права. Это, например, четко проявилось во время забастовки токийских железнодорожников в начале 20-х годов, так и не переросшей в общенациональную.
Левые организации и группы, в частности «Танемаку хито» («Сеятель») во главе с Оми Комаки или созданная в июле 1922 г. Коммунистическая партия Японии (КПЯ), вследствие малочисленности и увлечения теорией в ущерб конкретным действиям не оказывали решающего влияния на политику японского правительства и общественное мнение. КПЯ, образовавшаяся вследствие раскола в анархо-синдикалистском движении из активистов профсоюзов, прежде всего социалистов и радикалов, была не столько серьезной политической силой, сколько собранием интеллектуалов, исповедовавших коммунистическую идеологию. Даже ее лидеры (например, Хитоши Ямакава) занимались скорее словесной поддержкой коммунизма в СССР, нежели рассчитывали на его распространение в Японии.
На протяжении 20—30-х годов партийные активисты КПЯ неоднократно преследовались властью; не прибавила партии авторитета и неизбывная борьба между разными фракциями в ней. В тактике КПЯ преобладали манифестации и митинги, ее политическая линия довольно часто менялась либо в соответствии с указаниями Коминтерна, либо в зависимости от того, какая фракция побеждала в партийных дискуссиях. Начиная с 1933 г. в результате полицейских акций большинство руководителей партии были арестованы или эмигрировали.
Предвидевшие угрожающие нации последствия милитаризации Японии старались противодействовать скатыванию страны к войне. Так, в ноябре 1930 г. противники милитаризации распространили среди японских военных моряков в Шанхайском порту антивоенные листовки. В том же году было организовано «Общество противников японо-китайской войны».
Отношение русской православной церкви к женщине
В обществе, где женскую специфику без всяких отговорок воспринимают как подчиненность, мужчины, пусть на разных уровнях и в разных сферах, всегда пребывают в верхней части той пирамиды власти и ответственности, в образе которой многие представляют себе церковь. Что же касается места женщин, то оно находится ...
VII (Апрельская) конференция большевиков
24 апреля 1917 года открылась VII (Апрельская) конференция большевиков. Впервые за время существования партии открыто собралась конференция большевиков, которая по своему значению занимает в истории партии такое же место, как съезд партии.
Меньшевики повторяли, что Россия не созрела для социалистической ре ...
Праздник в честь Верховного существа
Своего рода завершением серии празднеств, связанных с периодом якобинского Конвента, явилось торжество в честь «Верховного существа», состоявшееся 8 июня 1794 г. Позволим себе в связи с упоминанием этого праздника остановится на речи Робеспьера на заседании Конвента 7 мая 1794 г., ибо эта речь носит програм ...