История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Внутренняя и внешняя торговля

Материалы » Русские земли в XII – XV веках » Внутренняя и внешняя торговля

В период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига роль товарно-денежных отношений была невелика. Выплата татарам в виде дани больших денежных средств и продуктов тормозила рост торговли. Между тем эти препятствия не смогли приостановить торговлю, она существовала прежде всего внутри городов и деревень. На местные городские торги вывозили продукцию сельского хозяйства — зерно, муку, овощи, а также коров, лошадей, овец, птицу, рыбу, мед, воск, ладан, сено, дрова, соль, золу, деготь. Изделия ремесленного производства — сукно, обувь , меха, хомуты, шапки, оружие, предметы домашнего обихода. www.bankforward.ru

В XIII—XIV вв. развивается торговля не только между ближайшими городами и селами, но и отдельными территориями. Например, из Новгорода товары доходили до Твери, Суздаля, Москвы и т. д. В торговом обмене между городами и областями важное место занимала соль, которая вывозилась из Крыма, Галицкой земли, с Заволжья, с мест поселения коми-пермяков у Камы. Важным предметом ввоза в северные области Руси был хлеб. Возникали уездные рынки. Крупными центрами торговли становились Москва, Новгород, Белоозеро, Тверь, Смоленск.

Развитию торговых отношений мешали многочисленные внутренние таможенные пошлины: замыт (привоз товара для продажи или денег для приобретения товара): явка (извещение о намерении торговать), гостиное (при найме помещения), весчее (при взвешивании товара) и др. Освобождались от внутренних пошлин крупные монастыри, некоторые группы населения; отдельные феодалы имели право взимать пошлину в свою пользу в своей вотчине.

Феодальное раздробление страны, монголо-татарское иго, перенесение торговых путей на Средиземное море внесли изменения и во внешнюю торговлю Руси. Расширялась внешняя торговля Руси с Западом (Франция, Северная Германия, Дания, Швеция, Польша, Чехия, Болгария). Русские купцы вывозили традиционные товары (меха, мед, воск, пеньку), ввозили же в основном предметы роскоши (драгоценные металлы и камни, шелк, вина, ремесленные изделия).

Формировались объединения купцов, специализирующихся на торговле с отдельными странами. Так, «Ивановское сто», объединившее новгородских купцов, осуществляло торговлю с ганзейскими городами; московские «гости-сурожане» вели торговлю с Крымом; «московские суконщики», соединившиеся со смоленскими торговцами, создали «суконный ряд», осуществлявший торговлю с западными странами

Среди купечества выделялась верхушка — так называемые гости (богатые купцы, ростовщики), которые выдавали ссуды князьям, феодалам и путем ростовщичества подчиняли себе мелких купцов, торговцев.

В период феодальной раздробленности сократились обращение металлических денег и их чеканка. Однако Новгород, добывавший серебро в уральских рудниках, пользовался серебром в слитках во внешней торговле. Выпуск серебряных монет начал Новгород, где был основан монетный двор. В Москве чеканка монет начинается в XIV в. при князе Дмитрии Донском, который приказал перечеканивать монгольскую серебряную монету.

Возникают русская денежная система и денежная металлическая единица — рубль и копейка.

Петербургское совещание 1820 г. решение о республике
Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения намеченных целей. Очевидно что одного общественного мнения не хватит для достижения цели. Нет ли другой силы, на которую можно опереться и совершить революционный переворот? Не является ли этой силой армия? В ...

Процесс интеграции исламского фактора в систему арабо-израильского политического конфликта на современном этапе
Шейх Ахмед Ясин и другие основатели ХАМАС были последователями «Братьев-мусульман» и занимались благотворительной и социально-просветительской деятельностью через мечети, когда в 1987 г. на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа вспыхнуло палестинское восстание. Интифада началась под знаменами ООП и « ...

Сословия по плану М.М. Сперанского
Сперанский расчленял общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены: 1) права гражданские общия, всем подданным принадлежащия; 2) права гражданские частныя, кои должны принадлежа ...