История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Сословия. Государственный строй
Страница 1

Политическая надстройка Цинской империи призвана была сохранять и защищать феодальные производственные отношения. Этой же цели служило и сословное деление феодального китайского общества.

К высшему сословию, привилегии которого передавались по наследству, принадлежали маньчжуры: родственники императора и их потомки — «желтопоясные», имевшие привилегию носить пояс императорского, желтого цвета, «краснопоясные» и, «железношлемные» — потомки приближенных первых маньчжурских императоров.

Привилегированным сословием, принадлежность к которому не передавалась по наследству, были шэньши — «ученые». Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и получить ученую степень. Формально правом сдавать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне, ремесленники, однако на подготовку к экзамену требовалось тратить многие годы, иметь средства для оплаты учителей и т. п. Сама процедура сдачи экзамена на ученую степень была чрезвычайно сложной. Обычно экзамен выдерживало не более 8—10% державших, в основном отпрысков состоятельных родителей, которые могли обеспечить своим детям возможности для продолжительной учебы и дать соответствующую мзду чиновникам и экзаменаторам. Естественно, что получение звания шэньши в большинстве случаев стало привилегией помещиков, богатых купцов и ростовщиков. Зачастую помещики покупали звание шэньши, не сдавая экзаменов. Звание шэньши было в феодальном Китае своеобразной формой личного дворянства. Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чинов ники. Европейцы прозвали их мандаринами (от португальского «мандар» — «управлять»). Большая часть шэньши не состояла на государственной службе, но являлась тем не менее влиятельной прослойкой господствующего класса.

Низшие ступени сословно-иерархической лестницы составляли сословия земледельцев, ремесленников и торговцев. Сословная и классовая принадлежность не всегда совпадали. Сословие земледельцев включало не только крестьян, но и помещиков. В сословии ремесленников числились и владельцы крупных по тому времени мастерских и мануфактур. На самом низу сословной лестницы находились актеры, цирюльники, оружейные мастера, низшие служители канцелярий, рабы. Они не могли вступать в брак с представителями других сословий.

Цинская монархия и китайские помещики всячески укрепляли китайскую феодальную государственную систему как главное орудие обуздания и подчинения эксплуатируемого большинства города и деревни.

Во главе государства стоял неограниченный монарх — богдыхан. Высшей властью при богдыхане обладал Военный совет, состоявший из маньчжурской знати. Функции кабинета министров осуществляли «любу» («шесть приказов»): чинов, налогов, церемоний, военный, уголовный, общественных работ.

Собственно Китай делился на провинции, которые, в свою очередь, соответственно разделялись на области (фу), округа (чжоу), уезды (сянь). Во главе провинций стояли назначаемые богдыханом военный и гражданский губернаторы, над которыми стоял наместник, возглавлявший военную и гражданскую власть нескольких провинций. Высшие должности на местах по большей части также занимали представители маньчжурской знати.

Большую роль в подавлении сопротивления народных масс играла армия. Первоначально она состояла только из солдат-маньчжуров. В дальнейшем к службе в «восьмизнаменной» армии привлекались монголы, а затем и китайцы. При этом все служившие в «восьмизнаменных» войсках, независимо от своего национального происхождения, рассматривались как представители привилегированного сословия. Они получали щедрое воз награждение.

Позднее была создана армия «зеленого знамени», формировавшаяся из китайцев. Ее солдаты получали малое жалованье, были плохо вооружены.

Религиозно-идеологическая система феодального Китая имела свои особенности. Морально-этические учения преобладали в ней над чисто религиозными представлениями и догмами. Духовенство не стало в Китае отдельным влиятельным сословием.

Многие столетия господствующее положение в духовной жизни китайцев занимало конфуцианство. Создатель этого учения Конфуций (ок. 551—479 гг. до и. э.) призывал к строгому соподчинению в отношениях между людьми в семье и обществе, основанному на уважении и почитании старших по возрасту и общественному положению: «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Ки тайские феодалы выдвигали на первый план и пропагандировали наиболее реакционные стороны учения Конфуция — о божественном происхождении императора, подчинении власти и т. п. Конфуцианство стало официальной государственной доктриной, одним из объектов культового поклонения.

Наряду с конфуцианством в древнем и средневековом Китае получил широкое распространение даосизм. Его основоположником считается легендарный Лао-цзы. До сих пор исследователям не удалось доказать или опровергнуть существование Лао-цзы, которого принято считать современником Конфуция. Согласно учению Лао-цзы, все существующее, природа, жизнь людей — это бесконечный поток естественного развития, «Вели кое Дао (Путь)». Человек должен стремиться постичь Дао. Возникнув как философское учение, даосизм в I—II вв. становится религией, включившей в систему своих представлений элементы народных верований, магии и шаманства.

Страницы: 1 2

Кампания «Объединенной оппозиции»
29 сентября 1926 года были исключены нескольких малоизвестных партийцев за фракционную работу. Партийные чиновники проверяли, готовы ли вожди оппозиции заступаться за свой актив. Они были готовы. Направившись в Коммунистическую академию, где была запланирована встреча с этими партийными руководителями (а оп ...

Оценка личности и деятельности Ивана Грозного современной исторической литературой
Сложность и противоречивость толкования личности царя современной литературой объясняется тем, что о его времени осталось очень мало исторических материалов, поэтому составить объективную картину характера и жизнедеятельности царя, практически, невозможно. В отличие от Н.М. Карамзина, который связывает пол ...

Политическая карьера Бисмарка
Когда речь идет о Бисмарке, без обращения к фамильным «истокам» не обойтись. Этот человек, вошедший в историю как «олицетворение класса прусских землевладельцев-юнкеров»[14,с.8], был на самом деле всеми своими корнями тесновато связан с почвой, питавшей его класс. Имеет значение упомянуть, прежде всего, о ...