История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Введение

Актуальность.

Праздники Великой Французской революции были качественно новым явлением для своего времени как по форме, так и по содержанию. Они были призваны вовлечь в политическую жизнь как можно больше представителей обширных слоев населения, как можно шире и доступнее объяснить цели революции и объединить народ с властью.

Историография.

Оценка революционных праздников, как и революции в целом делится на две главные точки зрения. Согласно первой (ее пропагандировали историки, положительно оценивавшие революцию), праздник – это, прежде всего величественное движение народных масс, их безмятежная торжественность, мирное заполнение открытого пространства, обретение свободы. Такова была точка зрения Мишле; так думал и Дюркгейм. Вторая модель, широко принятая среди ученых, которые к революции относились враждебно, является зеркальным отражением первой. В соответствии с ней народные массы, принимающие участие в празднествах, шагают церемониальным маршем, безропотно подчиняясь палочке невидимого дирижера; даже в пространстве есть что-то принужденное, едва ли не противоречивое закону; все дышит несвободой.

В отечественной историографии история культов и праздников французской революции исследовалась преимущественно в двух направлениях. Первое направление раскрывало тему в рамках работ по истории церкви и религиозной мысли времен Французской революции; второе делало акцент на истории повседневности.

В рамках первого историографического направления рубежом стал 1917 год Главным тезисом дореволюционной историографии, представленной работами В.К.Недзвецкого[1] и М.С. Попова[2], стала идея о том, что «революция началась с провозглашения светлого принципа свободы, но пришла к печальному заключению о необходимости ограничений ее и даже к нетерпимости в вопросах религии»[3]. Внимание в этих работах уделялось, прежде всего, истории культов Французской революции, освещение которых давалось на фоне борьбы с католической церковью; при описании, как правило, оценки либо отсутствовали, либо склонялись к порицанию методов насаждения нового мировоззрения.

В историографии советского периода доминирующим стал тезис о том, что «католическая церковь всегда была преградой на пути к счастью и прогрессу человечества»[4]. Борьба с религией оценивалась как прогрессивная; порой подчеркивалась агрессивная роль католической церкви: «толчок к дехристианизации» был дан Вандеей, где католицизм выступил в своем кровавом обличье[5].

И.Н. Калитина проанализировала художественную эволюцию праздника Французской революции как особого вида зрелищного искусства[6]. Нередко проводились и исторические параллели. Так, в статье Ю.А. Лимонова выстраивались прямые аналогии праздников Французской революции с массовыми праздниками Советской России в 1917-1920 гг [7].

В постсоветской историографии оценки и мнения вновь переменились. Своего рода символом изменения отношения стала статья И. Н. Ерофеевой «Алтарь отечества двух революций»[8], содержащая резко негативные оценки религиозной политики эпохи 1793 и 1917 г.

Источники.

Широкий спектр документов позволяет нам в полной мере проследить весь процесс празднования во время Великой Французской революции. Сюда входят официальные документы – декрет о календаре от 24 ноября 1793года[9], « О праздновании дня Федерации»[10], выступления депутатов в Конвенте, воспоминания Максимилиана Робеспьера и других революционеров[11].

Цели и задачи исследования.

Исходя из научной разработанности проблемы, целью данного исследования можно обозначить изучение революционного праздника во Франции, что предполагает следующие задачи:

· Выяснить художественную и идеологическую составляющие праздников;

· Определить, какое политическое и мобилизационное действие имели такие мероприятия для широких слоев населения;

· Проследить место и роль праздников в Великой Французской революции.

Хронологические рамки исследования 1789-1799 годы.

Территориальные рамки охватывают пространство Франции.

Объектом исследования являются торжественные общенародные мероприятия эпохи Великой Французской революции.

Предмет исследования – развитие института праздников, их событийной и идеологической стороны.

Методологической основой работы являются хронологический, синхронный, сравнительно-исторический и структурно-системный методы исторического исследования.

Практическая значимость.

Выводы, сделанные по данной работе, могут быть использованы в дальнейших исследованиях как начальная точка более детального изучения интересующей нас проблемы, в средних учебных заведениях как материал для уроков по истории и мировой культуры.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая и вторая главы разбиты по три параграфа.

Положение о корпусе жандармов
В 1867 г. Было принято новое Положение о корпусе жандармов, по которому вместо жандармских округом, включающих в свой состав по нескольку губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские упра ...

Коллективизация сельского хозяйства (ноябрь 1929г.). Ликвидация кулачества.
К 1929 г. в стране сложились необходимые предпосылки для сплошной коллективизации сельского хозяйства. Политика пролетарской диктатуры в деревне была направлена на сплочение бедноты, повышение ее активности, укрепление союза со средним крестьянством и усиление наступления на капиталистические элементы. Роди ...

Процесс эмиграции русских и их пребывание в гражданских и военных лагерях
В январе-марте 1920 г., когда армии генерала А.И. Деникина отступали на всем фронте и из российских черноморских портов хлынул поток беженцев в Турцию и на Балканы, британские оккупационные власти в Константинополе организовали регистрацию прибывающих из России, система которой была далека от совершенства. ...