Россия в XVIII векеСтраница 4
К середине XVIII в. относится зарождение просветительства – прогрессивной для этой эпохи социальной доктрины, согласно которой резко осуждалось крепостное право, отстаивались интересы широких масс народа, высказывались идеи в защиту просвещения и всесторонней европеизации России. Основоположником просветительства в России был М.В.Ломоносов, в меру возможностей он пытался обратить внимание властей на положение податных сословий в государстве.
Во второй половине XVIII в. начинает оформляться революционная идеология. Этот процесс связан с деятельностью А.Н.Радищева, который первым в России не только подверг критике существующие крепостнические порядки, но и высказался за них уничтожение путем революционного переворота. Наиболее полное выражение революционные идеи Радищева нашли в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
Вторая половина XVIII в. характеризуется заметной активизацией массовых социальных движений. Вместе с тем социальный взрыв, потрясший основы крепостного строя, при всей обеспеченности крестьянских выступлений внес значительную лепту в формирование новых общественных отношений в стране. Борьба лучших представителей культуры за развитие национальной культуры и науки, за распространение просвещение сливалась с борьбой против крепостничества во всех ее проявлениях
Первая русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Усиление в XVIII в. позиций России на международной арене беспокоило многие страны и, в том числе, и Османскую империю. Турецкое правительство не сомневалось в том, что, накопив достаточно сил, российские монархи будут стремиться к пересмотру условий Прутского (1711 г.) и Белградского (1739 г.) договоров и ...
Имперская идея в XIX веке.
Быть русским, согласно этому воззрению, не значит быть великороссом, украинцем или белорусом по факту этнического происхождения. Быть русским — не значит быть православным по вероисповеданию. Быть русским — значит быть верноподданным Императора Всероссийского, гражданином Империи, носителем имперской иде ...
Крещение Руси князем Владимиром
Воскняжившись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охо ...
