История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Причины и предпосылки реформ, их ход и значение
Страница 3

Материалы » Реформы 60-70 годов XIX века в России и контрреформы 80-90 г.г. XIX века. » Причины и предпосылки реформ, их ход и значение

г) Реформы в области просвещения

Реформами в сфере образования создавалась преемственность между начальным, средним и высшим образованием, отрывался доступ в гимназии и вузы всем сословиям при условии оплаты обучения и допускалась частная инициатива в открытии начальных и средних школ. Последнее обусловило многообразие форм учебных заведений. Так, начальная школа оказалась представлена широким спектром учреждений от церковно-приходских до земских, считавшихся лучшими в пореформенной России. Средние учебные заведения по уставу 1864 г. – гимназии общие (с преподаванием одного латинского языка), классические (с двумя древними языками) и реальные (без изучения древних языков). Последние в начале 1870-х гг. были преобразованы в реальные училища, выпускники которых могли поступать только в технические вузы. Доступ в университеты открывался лишь выпускникам классических гимназий. Университетский устав 1863 г. восстановил автономию университетов, существовавшую в начале XIX в., в организации учебного процесса, в распределении бюджета, в выборах ректора и деканов, в присуждении ученых степеней и т.п. Власть попечителя ограничивалась общим контролем.

д) Реформы военная и экономическая

Создание новой системы военного образования стало составной частью реформирования армии, происходившего поэтапно. В 1860-х г. возникла военно-окружная структура управления, реформирован военный суд и смягчена система наказаний солдат, началось перевооружение армии. Реформа военного образования увязывалась с новациями в комплектовании офицерского корпуса. В военных округах появились юнкерские училища, которые давали базовую двухгодичную подготовку тем, кто поступал на военную службу, имея необходимое общее образование. Кадетские корпуса преобразовывались в четырехлетние военные училища, куда могли поступать выпускники гимназий. Возникли и военные гимназии с широким изучением общеобразовательных дисциплин. Завершила преобразования реформа комплектования вооруженных сил. В 1874 г. новый устав о военной службе ввел всесословную воинскую повинность, уменьшил сроки действительной службы при создании системы пребывания в запасе. Срок службы в сухопутных войсках был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, во флоте соответственно – 7 лет и 3 года. Существовали льготы призывникам по образованию, по состоянию здоровья, для единственных сыновей – кормильцев в семье и т.п.

Либерализация экономической деятельности, освобождение крепостных и отделение их хозяйства от помещичьего в реформе 1861 г. способствовали структурной перестройке в экономике. Главным содержанием её стало формирование рыночной системы хозяйства, происходившее в 1860 – 1880-х г. К концу этого периода, примерно с 1885 г., начался устойчивый прирост производства в основных отраслях хозяйства страны, продолжавшийся вплоть до Первой мировой войны.

Именно в эти годы происходило формирование всех подразделений рынка, необходимых для того, чтобы он стал истинным регулятором экономического развития. До реформ развивался в основном рынок потребительских товаров. Освобождение крепостных крестьян положило начало интенсивному росту рынка рабочей силы. Промышленный переворот, охвативший все отрасли, стимулировал формирование рынка основных средств производства; учреждение частных коммерческих банков в начале 1860-х г. привело к возникновению рынка ссудного капитала. Эпоха реформ привела к более интенсивному развитию земельного рынка, а в 1880-х г. стал складываться рынок акций и прочих ценных бумаг.

Страницы: 1 2 3 4 5

 Переориентация внешней политики России. Русско-японская война
Бурный рост промышленности, борьба за новые рынки сбыта между ведущими странами привели к концу XIX века к перегруппировке сил в международных отношениях. Англия и Франция по темпам своего развития отставали от США, Германии и Японии. Усиление позиций французского капитала в России содействовало укреплению ...

Язык древнего Египта.
Изобретение письменности - это свидетельство рождения нового мента­литета, гигантский скачок в области мате­риальных и интеллектуальных возможнос­тей цивилизации. Египетский язык образует особую группу афразийской (семито-хамитской) языковой семьи. Его носители осели в долине Нила около 5 тыс. до н. э. Дре ...

Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США: ноябрь 1936 года - декабрь 1941 года
Развязав агрессивную войну, германское правительство подготовило соглашение о Германо-Итало-Японском сотрудничестве, которое было подписано в Берлине 27 сентября 1940 года, сроком на 10 лет. Нацистское правительство предполагало, что японская агрессия ослабит и поставит в невыгодное положение те страны, с к ...