История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Деятельность российских и международных правительственных и общественных организаций по оказанию помощи беженцам
Страница 2

Материалы » Влияние русских эмигрантов на внутреннюю жизнь Балканских государств в 20-30-е годы ХХ века » Деятельность российских и международных правительственных и общественных организаций по оказанию помощи беженцам

Несколько слов о Белом Кресте - организации, игравшей большую роль в оказании помощи русским беженцам. Белый Крест был основан в 1880 году и являлся благотворительной общественной организацией. В эмиграции он руководствовался временным Уставом, определяющим цель общества в помощи "нуждающимся русским людям, в какой бы форме их нужда не проявлялась". Материальной основой деятельности Белого Креста являлись валютные средства, вывезенные из России, добровольные пожертвования, членские взносы и имущество, вывезенное при эвакуации. Исполнительные функции общества возлагались на Главный комитет, состоявший из председателя, двух товарищей председателя и восемнадцати членов. Непосредственное управление делами и руководство деятельностью принадлежали главнокомандующему.

Учреждения Белого Креста составляли довольно значительную долю от всех лечебных и питательных учреждений русской эмиграции. Поэтому они были включены в записку, составленную Центральным объединенным комитетом для представления в Лигу Наций в октябре 1921 г., определявшую потребность стационарных учреждений медицинской помощи для русских беженцев в Константинополе и близлежащих беженских лагерях, не считая военных лагерей, в 1280 коек различных типов: больничных, стационарных и родовспомогательных. Число же имевшихся к лету 1921 г. было определено в 10S5, из них в учреждениях Красного Креста - 420, в госпиталях французского командования - 280, в учреждениях Белого Креста - 150, в санаториях Земсоюза - 105 и бесплатных для беженцев в других иностранных госпиталях - 100. После прекращения помощи французского командования по оказанию медицинской помощи число лечебных мест, содержавшихся русскими организациями, стало составлять 820, число же нуждающихся в них к этому моменту достигло 880 человек.

Весной 1921 г. генерал П.Н. Врангель обратился к болгарскому и югославскому правительствам с запросом о возможности расселения русской армии на территории этих государств. В августе переговоры успешно завершились. В результате Югославия (Королевство Сербов, Хорватов, Словенцев) дала согласие принять часть армии, а именно Кавалерийскую дивизию Барбовича, кубанцев и часть донцов для несения пограничной службы и на государственные работы. Переселяемым частям было обещано содержание за счет казны, включавшее в себя паек и небольшое жалование.

К середине 1921 г. в Балканских государствах уже существовала определенная структура общественных организаций. Так, в Белграде с 1921 г. размещалось представительство Всероссийского союза городов, а с 1917 г. вела деятельность "Делегация, ведающая интересами русской эмиграции в Юго-славии". В Болгарии работали Уполномоченный Всероссийского Союза городов, представительство Земсоюза и "Общество единения русских в Болгарии". Непосредственно перед началом процесса расселения, в мае 1921 г., Врангель издал приказ, по которому " .те, кто в силу своего слабого здоровья или по каким бы то ни было другим причинам, чувствует себя не в состоянии больше оставаться в рядах армии, должны в трехдневный срок заявить об этом по команде - они будут переведены на беженское положение". После издания приказа, около 20 % всего состава армии покинуло ее ряды и перешло на беженское положение, попадая, тем самым в сферу деятельности общественных организаций, что потребовало перестройки их работы. В июне 1921 г. Центральным объединенным комитетом утверждается "Временное положение о русском Комитете по делам беженцев в Королевстве сербов, хорватов и словенцев". Целью учреждения Комитета было рассмотрение вопросов, касающихся помощи беженцам и объединения деятельности правительственных и общественных организаций, "обслуживающих беженские нужды" в Югославии. В ведении Комитета по положению находилось предварительное согласование работы правительственных и общественных организаций по оказанию помощи; утверждение смет и распределение правительственных кредитов для общественных организаций, предварительное рассмотрение финансовых и организационных вопросов перед их рассмотрением Державной комиссией попечения о русских беженцах. Председателем Комитета являлся правительственный уполномоченный по устройству русских беженцев в Королевстве СХС. В состав Комитета входили представители Российского общества Красного Креста, Всероссийского земского союза, Всероссийского союза городов - по одному человеку, два выборных представителя беженцев, а также представители других организаций, привлекаемых Комитетом к работе. Кроме того, на правах постоянных членов участвовали в работе представитель Российской миссии и российский военный агент в Королевстве с правом решающего голоса.

Казаки появились в Югославии в разное время. Часть их, около 5 тысяч, прибыла еще в конце 20-го г. На пароходах "Виктор Эстерн", "Владимир", "Херсон", "Австрия", "Белгравиан" к долматинским берегам была доставлена первая партия, размещенная в бывшей политической каторжной тюрьме. Вторая большая партия казаков, прибывшая летом 1921 г., довела их численность до 22-х тысяч человек. Привилегированные эмигранты пользовались в Королевстве значительной свободой, казаки же были расселены по всей стране и прикреплены к местам своего поселения, не имея права передвижения и гражданских документов. В каждом населенном пункте казаки сводились в "колонию". Первое время все русские эмигранты получали небольшое пособие в 240 динар в месяц (при цене 1 кг хлеба в 7 динар). Тяжелые условия жизни и эпидемии, привезенные из Константинополя и лагерей, создавали обширное поле для Российского общества Красного Креста, начавшего свою деятельность в Югославии в феврале 1920 г Смета Красного Креста за 1921 г. предусматривала содержание 120 госпитальных мест и 11 амбулаторий. К августу 1923 г. вся иная, помимо врачебной, деятельность Красного Креста в Сербии сворачивается из-за недостатка средств; медицинскую же помощь РОККу удалось значительно расширить. К концу 1923 г. на его балансе находилось 4 госпиталя, общим количеством 240 мест, 12 амбулаторий, 5 врачебных пунктов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сельское хозяйство и легкая промышленность
В то же время развитие экономики оставалось неравномерным: ряд отраслей народного хозяйства не справлялся с плановыми заданиями, и прогресс в них был незначительным. Прежде всего, этот вопрос относился к сельскому хозяйству и легкой промышленности. Одной из причин являлось, то, что еще в 1955 г. при смещени ...

Россия перед восстанием. Усиление крепостнического духа.
Параллельно с расширением прав дворян росло бесправие крестьянства. Как известно, Екатерина мечтала улучшить положение крестьян. Но логика борьбы за власть побуждала ее следовать дурным примерам не любимой ею Елизаветы. Как Елизавета в 1741, так и Екатерина в 1762 г. начала с вознаграждения участников пере ...

Функции, компетенция и взаимодействие с другими органами власти
С момента создания Сенат занимался вопросами законодательства, комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Также Сенат являлся и органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом, для этого были введены должности "фискалов", которые доносили (то есть ...