История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Монгольская династия Ильханов
Страница 1

Материалы » Иран в средние века » Монгольская династия Ильханов

В 1220-1256 гг. Иран был завоеван монголами. Образование Монгольской империи Чингиз-хана имело важные последствия международного значения. Монгольскими войсками в XIII г. были завоеваны Северный Китай (Цзиньская империя), Южный Китай (Суньская империя), Тибет, Восточный Туркестан, Средняя Азия, Иран, Ирак Арабский, страны Закавказья, Северный Кавказ, Восточная Европа с Поволжьем и Русью.

Политическое объединение Монголии при Чингиз-хане (1206 г) привело к ликвидации внутренних межплеменных распрей, но оно могло быть поддержано феодализировавшейся монгольской военно-кочевой знатью лишь при условии, чтобы источник военной добычи - война - не только не прекратился, но, напротив, расширился. Чингиз-хан стал на путь внешних завоеваний, которые сулили кочевой знати гораздо более богатую добычу по сравнению с добычей от внутренних войн, широкие возможности феодальной эксплуатации покоренных богатых земледельческих стран, а также приобретение новых пастбищ. Чингиз - хан понимал, что только завоевательная политика может обеспечить ему верность монгольской кочевой знати, удержать ее от измен, мятежей и междоусобий, а созданную им державу - от быстрого распада. Этой цели и должен был служить план обширных завоеваний, пределы которых не ограничивались. Кроме того, внешние завоевания были средством для того, чтобы затушевать и ослабить зародившийся в монгольском обществе классовый антагонизм между знатью и массой зависимых кочевников - аратов / Там же, с.304/.

Главной общей причиной военных успехов войск Чингиз - хана (помимо его военного и организаторского таланта и воспитанных в его степной школе полководцев) было то, что монголы, у которых классовые противоречия еще слабо проявлялись, сравнительно легко могли разбивать войска своих соседей - развитых феодально-раздробленных государств, раздираемых внутренними противоречиями. Кроме того. Монгольская держава объединила - впервые после распада тюркского каганата VI в. - военные силы наибольшей части кочевников Центральной Азии - не только монгольских, но и многих тюркских, маньчжурских, тунгусских и тангутских племен.

Завоевание монголами Средней Азии и Ирана было облегчено слабостью государства хорезмшахов и острыми внутренними противоречиями в нем. Хорезмшах Мохаммед, не доверявший своим вассалам, принял гибельный военный план: вместо того чтобы собрать ополчения вассалов в один большой кулак, он распылил свои военные силы, разместив их в виде гарнизонов в городах. Эти гарнизоны, поддержанные горожанами, нередко храбро сопротивлялись, но были побеждены и подавлены завоевателями порознь / Акимкина и Люксембург, 1964, с.102/.

Осенью 1219 г. и весной 1220 г. вся Средняя Азия была завоевана монголами (кроме Хорезма, завоеванного в 1221 г). Летом 1220 г. войска Чингиз - хана перешли Амударью, и в 1220-1222 гг. весь Хорасан был опустошен, большие города - Мерв, Балх, Герат, Тус, Нишапур, как и менее крупные, были взяты и разгромлены. Посланный в 1220 г. Чингиз - ханом вдогонку за бежавшим хорезмшахом Мохаммедом 30 - тысячный отряд под начальством полководцев Джебе и Субутая опустошил Северный Иран - города Рей, Хамадан, Саве, Казвин, Марагу, Ардебиль и другие.

Отряд монголов слова опустошил многие города Северного Ирана, где уцелевшие после первого погрома жители были теперь убиты или уведены в рабство (1224г)

Азербайджан был завоеван монголами в 1231 г. К концу 30-х гг. XIII в. почти весь Иран и страны Закавказья были завоеваны монголами. Непокоренными оставались еще владения исмаилитов в горах Эльборса и в Кухистане, а также Багдадский халифат - Ирак Арабский с Хузистаном.

Завоевания Чингиз-хана и его ближайших преемников - великих ханов - отличались организованными приемами опустошения целых районов и массового уничтожения мирных жителей. Цель завоевания - массовая паника в странах, подвергшихся вторжению, истребление способных к сопротивлению людей. При осаде города жители получали пощаду только в случае немедленной сдачи. Если город сдавался лишь после долгого сопротивления, жителей его выгоняли в поле, где они находились под надзором монгольских воинов. Тем временем происходило организованное тотальное ограбление города. Закончив его, завоеватели принимались за горожан: военных убивали, семьи их уводили в рабство, многих девушек и молодых женщин также обращали в рабынь и делили между знатью и воинами / Агибалова, 1971, с.52/. Наиболее искусных ремесленников распределяли между монгольскими царевичами и знатью как рабов, но их участь была лучше, ибо их часто не разлучали с семьями. Здоровых молодых мужчин брали в "толпу", т.е. для тяжелых осадных работ и обозной службы, а в боях "людей толпы" ставили впереди войска, делая их мишенью для выстрелов их же соотечественников. Остальным жителям позволяли вернуться в их разоренные жилища. Сельская округа также подвергалась тотальному грабежу, а крестьян, каких находили в селениях, завоеватели брали с собой для осады городов.

Страницы: 1 2 3 4

Доклад Хрущева на XX съезде КПСС
Первоначально на заседаниях XX съезда не предполагалось специально обсуждать вопрос о культе личности Сталина, о сталинских преступлениях. В отчетном докладе ЦК КПСС обо всех этих проблемах было сказано осторожно и обтекаемо. В выступлениях делегатов съезда и особенно членов президиума ЦК вопрос ставился зн ...

Кампания «Объединенной оппозиции»
29 сентября 1926 года были исключены нескольких малоизвестных партийцев за фракционную работу. Партийные чиновники проверяли, готовы ли вожди оппозиции заступаться за свой актив. Они были готовы. Направившись в Коммунистическую академию, где была запланирована встреча с этими партийными руководителями (а оп ...

Отношение русской православной церкви к женщине
В обществе, где женскую специфику без всяких отговорок воспринимают как подчиненность, мужчины, пусть на разных уровнях и в разных сферах, всегда пребывают в верхней части той пирамиды власти и ответственности, в образе которой многие представляют себе церковь. Что же касается места женщин, то оно находится ...