История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Монгольская династия Ильханов
Страница 2

Материалы » Иран в средние века » Монгольская династия Ильханов

Но когда город удавалось взять только штурмом или если в уже покорившемся городе вспыхивало восстание.

Современники рассматривали монгольское завоевание как величайшую катастрофу. Историк Ибн ал-Асир писал: "С тех пор, как бог всевышний создал человека, до настоящего времени мир не испытывал ничего подобного . Это было событие, искры которого разлетелись, и зло которого простерлось на всех; оно шло по весям, как туча, которую гонит ветер". Джувейни также признавал, что там, где оказывалось монголам сопротивление, "где было народу сто тысяч, там и ста человек не осталось".

Огромная убыль населения после массового истребления, увода в полон и рабство и бегства многих оставшихся жителей были первым последствием завоевания.

Другими последствиями завоевания были резкий упадок ирригации и земледелия, сокращение обрабатываемых площадей, поголовья скота и рабочих рук в деревне.

Многие города даже в конце XIII в. и еще позже оставались в полуразрушенном состоянии, большие и средние города превратились в малые, а некоторые стали селениями / Иран, 1976, с.44/.

Одним из последствий завоевания была миграция значительных масс монгольских кочевников, а еще более тюркских, в Иран.

Для завершения, завоевания стран Западной Азии монгольский великий хан Мункэ-каан (1251--1259 гг.) организовал большую военную экспедицию под командованием своего брата Хулагу. Вступив в Иран, войско Хулагу-хана завоевало владения исмаилитов и самый Аламут у горах Эльборса и в Хузистане (1256 г). Со взятием в феврале 1258 г. Багдада Хулагу-хан покончил с существованием Аббасидского халифата. В 30-50-х гг. XIII в. Ираном и странами Закавказья управляли наместники великого хана. Хулагу-хан, прибыв в Иран, взял управление в свои руки и создал здесь для себя и своих потомков особый - пятый монгольский улус. Хулагу и его потомки носили титул ильхана, т, е. "хана племени", в значении улусного хана.

Государство ильханов Хулагуидов (1256-1353 гг.) охватывало все Иранское нагорье вместе с нынешним Афганистаном (кроме Балхской области, которая вместе с Мавераннахром входила в улус Чагатаидов), Мервский оазис, Ирак Арабский (с Багдадом и Басрой), Дзажиру (Верхнюю Месопотамию), Азербайджан (ныне Иранский), Арран и Ширван (ныне советский Азербайджан), Армению с Курдистаном и восточную часть Малой Азии (Рум) до р. Кызыл - Ирмак (древний Галис); Грузия, греческое Трапезунтское царство, султанат Сельджукидов Рума, царство Киликийской Армении и островное королевство Кипр стали вассалами Хулагуидов и поставляли им вспомогательные

ополчения / Там же, с.46/.

Государство ильханов Хулагуидов было внутренне противоречивым соединением монгольской раннефеодальной кочевой государственности с иранскими государственными институтами развитого феодализма. В государстве Хулагуидов очень обострились классовые противоречия, давали себе знать и противоречия внутри класса феодалов. Он состоял из четырех групп: военно-кочевой знати, в основном монгольской и тюркской; провинциальной оседлой земельной знати, в основном иранской; гражданской бюрократии, сплошь иранской; духовенства - мусульманского, а в странах Закавказья, Азербайджане и западных областях - также и христианского. Первые две группы класса феодалов, в общем, были носителями центробежной тенденции, т.е. феодальной раздробленности. Последние две группы были заинтересованы в существовании сильной центральной власти в лице ильхана.

До начала XIV в. ханская власть была сильна, по после прекращения завоеваний военная знать уже не нуждалась в сильной власти ильхана, и последние ильханы стали марионетками в руках соперничавших феодальных клик. Ильханы со своим двором и ставкой вели полукочевой образ жизни, проводя часть года в столице (сперва ею была Марага, затем Тебриз, а с начала XIV в. новый город Султания близ Казвина), а остальное время на кочевьях зимних - на Мугани, в долине р. Чагату и летних - в горах Ала-тага или в Карадаге. Везиры и иранские сановники на службе у ильханов помогали завоевателям эксплуатировать свой народ, собирая налоги в казну, но при этом и сами наживались, создавая крупные состояния.

Эмиры получали военные лены - икта. Рядовые воины сначала получали только жалованье и долю военной добычи. Но жалованье уплачивалось неаккуратно, а когда завоевания закончились и военная добыча очень сократилась, монгольские воины стали роптать и настойчиво требовать наделения землями - икта. В 1303 г. Газан-хан вынужден был удовлетворить их требование / Иванов, 1977, с.153/.

Согласно персидскому трактату о финансах, приписываемому знаменитому ученому Насир од - Дину Туси (1201 - 1274 гг.), военная добыча у монголов делилась так же, как и в мусульманских войсках: "пятина" поступала ильхану, а из остальной добычи конный воин получал двойную долю по сравнению с пехотинцем. Но из раздела исключалась добыча, захваченная тарханами. Звание "тархан" было личной привилегией, присвоенной за заслуги. Тарханы не платили налогов, имели доступ к ханскому двору и освобождались от любого наказания до 9 проступков или преступлений.

Страницы: 1 2 3 4

Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтян ...

Россия в XVIII веке
Центральное место в истории России в первой половине XVIII в. занимают петровские преобразования и Северная война. Преобразования не ломали сложившегося социально-экономического строя страны; напротив, они еще более усилили крепостную неволю и упрочили господство дворянство, подняв одновременно значение куп ...

"В войну всем жилось трудно!"
А.Н. Пичуева была подростком в годы войны. Она рассказывает: "Всем в войну жилось очень трудно. Большинство мужчин ушло на фронт. В деревне в основном женщины да дети. Мы, чем могли, помогали фронту. Все подростки оказывали посильную помощь колхозу. Я помогала маме доить коров на ферме, чистить там, во ...