История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Государственный строй

Государственным строем России до 1905 г. была абсолютная монархия, превратившаяся после оглашения манифеста 17 октября 1905 г., вводящего институт Государственной Думы (парламента) в монархию ограниченную (конституционную).

События 1905-1907 гг. показали ошибочность надежд самодержавия на любовь к нему крестьян, “простого народа”, на то, что крестьянская община может быть основой государственного порядка. Нелегкое бремя борьбы с революцией и поисков новой опоры для самодержавной системы легло на плечи П.Столыпина, когда он стал вначале министром внутренних дел (апрель 1906 г.), а через два месяца – председателем Совета министров. Центральным механизмом проведения реформ стала Дума – первое в истории страны выборное законосовещательное учреждение.

Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса, определяемого термином “цесаризм”, представляющего собой попытки царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией 1905 г., сделав ставку на крестьянство, конкретно – создав Думу с преобладанием крестьянских представителей. Однако на практике избранная Дума оказалась наполовину левой – ее центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения земли – аграрного курса, отвергнутого царем. Также в Думе были т.н. трудовики и крестьяне, которые, в свою очередь, выдвинули свой собственный законопроект о конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.

Суть своей государственной деятельности на посту главы правительства сам Столыпин определил так: “Сначала успокоение, а потом – реформы”.

Меры по установлению “успокоения” применялись весьма жесткие – от введения военно-полевых судов до широкого применения армии “в помощь гражданским властям”. В результате было достигнуто временное подавление революционного движения в стране. Сам по себе Столыпин был весьма заметной фигурой на политическом небосклоне того времени как по своим личным качеством – незаурядному уму, храбрости, так и по степени государственного видения проблем. Реакция и контрреволюция в его лице обрели вождя, на которого возлагались большие надежды.

Столыпин назначается председателем Совета министров одновременно с роспуском I Думы. Взятый им курс в аграрном вопросе (нашедший свое воплощение в указе 9 ноября 1906 г. о выходе из общины и сопутствующих ему законах), жесткое подавление революции в короткий срок существенно поднимают его престиж в реакционных кругах.

Важный этап правовой политики времен правительственной реакции наступил после опубликования манифеста 3 июня 1907 г. о роспуске II Думы, и одновременно – Положения о выборах в Думу, т.е. введения нового избирательного закона. Этот акт был совершен в нарушение манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных законов 1906 г., согласно которым ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной думы.

Социально-политический смысл данного акта состоял в том, что с политикой цесаризма было окончательно покончено.

Оккупация страны батсвана
На пути к междуречью, помимо Трансвааля, лежали земли племен батсвана, живших в пустыне Калахари и прилегающих к ней районов. Эта область была редконаселенной, представляла собой каменистое плоскогорье и сама по себе большой ценности не представляла. Но поскольку путь на север, в междуречье, с начала 1880-х ...

 Детство В. И. Срезневского. Атмосфера в семье.
Всеволод Измаилович Срезневский родился 29 мая 1869 г. в Петербурге в семье крупного учёного-филолога Измаила Измаиловича Срезневского. Был последним, восьмым, ребёнком. Как и старшие братья и сестры, он проходил первоначальное обучение в семье под руководством отца. Как самый младший, Всеволод был центром ...

Типология авторитарных режимов (на примере режима санации Пилсудского в сравнении с режимом Гитлера)
В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современное государствоведение использует понятия «авторитаризм» и «тоталитаризм» применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отно ...