История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Государственный строй

Государственным строем России до 1905 г. была абсолютная монархия, превратившаяся после оглашения манифеста 17 октября 1905 г., вводящего институт Государственной Думы (парламента) в монархию ограниченную (конституционную).

События 1905-1907 гг. показали ошибочность надежд самодержавия на любовь к нему крестьян, “простого народа”, на то, что крестьянская община может быть основой государственного порядка. Нелегкое бремя борьбы с революцией и поисков новой опоры для самодержавной системы легло на плечи П.Столыпина, когда он стал вначале министром внутренних дел (апрель 1906 г.), а через два месяца – председателем Совета министров. Центральным механизмом проведения реформ стала Дума – первое в истории страны выборное законосовещательное учреждение.

Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса, определяемого термином “цесаризм”, представляющего собой попытки царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией 1905 г., сделав ставку на крестьянство, конкретно – создав Думу с преобладанием крестьянских представителей. Однако на практике избранная Дума оказалась наполовину левой – ее центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения земли – аграрного курса, отвергнутого царем. Также в Думе были т.н. трудовики и крестьяне, которые, в свою очередь, выдвинули свой собственный законопроект о конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.

Суть своей государственной деятельности на посту главы правительства сам Столыпин определил так: “Сначала успокоение, а потом – реформы”.

Меры по установлению “успокоения” применялись весьма жесткие – от введения военно-полевых судов до широкого применения армии “в помощь гражданским властям”. В результате было достигнуто временное подавление революционного движения в стране. Сам по себе Столыпин был весьма заметной фигурой на политическом небосклоне того времени как по своим личным качеством – незаурядному уму, храбрости, так и по степени государственного видения проблем. Реакция и контрреволюция в его лице обрели вождя, на которого возлагались большие надежды.

Столыпин назначается председателем Совета министров одновременно с роспуском I Думы. Взятый им курс в аграрном вопросе (нашедший свое воплощение в указе 9 ноября 1906 г. о выходе из общины и сопутствующих ему законах), жесткое подавление революции в короткий срок существенно поднимают его престиж в реакционных кругах.

Важный этап правовой политики времен правительственной реакции наступил после опубликования манифеста 3 июня 1907 г. о роспуске II Думы, и одновременно – Положения о выборах в Думу, т.е. введения нового избирательного закона. Этот акт был совершен в нарушение манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных законов 1906 г., согласно которым ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной думы.

Социально-политический смысл данного акта состоял в том, что с политикой цесаризма было окончательно покончено.

Особенности экономического развития России во второй половины XIX века
На протяжении всей первой половины XIX в. – в то время, когда страны Западной Европы переживали буржуазные революции, - В России произошел только один всплеск осознанной борьбы за модернизацию – восстание декабристов в 1825г. Поражение восстания не уничтожило общественного движения за преобразования в Росси ...

Борьба за объединение северного и южного обществ
Вопрос о выработке общей идеологической платформы, единого плана был очередным в жизни тайного общества, но выработать его было нелегко. Большинство северян представляли себе ход дел в случае успеха революции следующим образом : царская власть свергается, назначается Временное революционное правительство, ...

Сословия по плану М.М. Сперанского
Сперанский расчленял общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены: 1) права гражданские общия, всем подданным принадлежащия; 2) права гражданские частныя, кои должны принадлежа ...