История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Административные, судебные и аграрные реформы в Казахстане
Страница 1

Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, меры, направленные на развитие капиталистических общественных отношений, не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер, царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Главной задачей реформы было "добиться постепенного слияния киргизских степей с прочими частями. России". Например, в труде "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества" под редакций П. Семенова в XVIII томе "Киргизский край" говорилось: "Киргизы далеки от русского народа. Если они свободно будут кочевать по степным просторам, то их подчинение нам будет пустое слово". Таким образом, с момента присоединения Старшего жуза встал вопрос о создании новой системы управления колониальной территорией путем слияния ее с Россией. Главная причина реформ - это интенсивная колонизация казахских земель, освоение богатых источников сырья и рынка сбыта. Также Россия стремилась создать на основе Казахстана плацдарм для своего дальнейшего продвижения на территорию Средней Азии. Для подготовки реформ в 1865 году была образована специальная Степная комиссия, в которую вошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители. В задачи" комиссии входила выработка проекта реформ. В 1865— 1866 годах был составлен проект по управлению казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", а 21 октября 1868 года "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".

Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западносибирское. По сути дела, территория Казахстана оказалась практически разделенной по жузам. Причем центры управления были соответственно в Ташкенте, Оренбурге, Омске, которые со временем оказались за пределами Казахстана, Вся полнота военной и гражданской власти, сосредотачивалась в руках генерал-губернатора, а туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили Уральская и Тургайская; в Западносибирское - Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское - Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии.

Особое значение придавалось полуострову Мангышлак, так как он имел важное военно-стратегическое значение. Через Каспий с ним граничила Россия, на юге - Хива, на западе - Кавказ. По "Временному положению 1868 года" полуостров был выделен в Мангышлакское, приставство в составе Уральской области Оренбургского генерал-губернаторства. Здесь, в отличие от других мест, волостные управители, аульные старшины назначались колониальной администрацией, а, в других частях Казахстана они хотя бы формально избирались. По предложению оренбургского генерал-губернатора учреждались должности двух помощников мангышлакского пристава "из киргиз для сохранения спокойствия и удобства в управлении" с жалованием,400 руб. серебром каждому. К тому же здесь жили непокорные адайцы. На этот счет можно привести такой факт: генерал-адъютант, Н. Крыжановский доносил царю: «… адаевцы до настоящего времени только насильно подчинялись нашему подданству и не только русская власть к ним не могла проникнуть, но даже султан - правитель Западной части не решался идти к этим инородцам, несмотря на то, что в его распоряжении состоял казачий отряд из 150 человек. В течение 20 лет адаевцы платили дань неисправно и произвольно и только в 10 тыс. кибиток, тогда, как положительно известно, что адаевский род состоит, по крайней мере, из числа кибиток вдвое больше". М. Олкотт в своей книге "Казахи" подчеркивала, что "адаевцы проявили себя как непокорные субъекты".

Страницы: 1 2 3

Сильный враг - Кучлук-хан
Вернувшись из Китая, Чингис-хан должен был обратить внимание на ближайший к нему запад, где у него оставался еще сильный враг - Кучлук-хан, который коварством успел завладеть Кара-китайской державой. Не были еще покорены некоторые народы к западу от Алтая до реки Урала. Как бы ни сложились дальнейшие отноше ...

Изменение политической системы. Отмена патриаршества.
Основным политическим условием для ускорения экономического и политического развития страны являлось создание чёткоотлаженного государственного механизма абсолютной монархии. В России абсолютизм насаждался сверху силой государственного аппарата, бюрократической государственной системы. Создание новых власт ...

 Деятельность Государственной думы. Третьеиюньская монархия
В разгар Декабрьского Восстания 11 декабря 1905 г. царь издал Указ, который расширял избирательные права, но вместе с тем сохранял систему курий. Все избиратели делились на 4 курии, в зависимости от имущественного и социального положения. Выборы были многоступенчатыми: для помещиков и буржуазии - двухступен ...