История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Роль партийных и репрессивных органов государства. Формирование партийных и репрессивных органов
Страница 3

Материалы » Формирование режима личной власти Сталина. Бюрократическая сущность государства. Роль партийных и репрессивных органов государства » Роль партийных и репрессивных органов государства. Формирование партийных и репрессивных органов

На протяжении всей истории Советского Союза, в политическое бюро ЦК входили все руководители центрального партийного аппарата, важнейших государственных ведомств и представители крупнейших партийных организаций. С 1922 года на заседаниях Политбюро ЦК председательствует Генеральный секретарь ЦК (генсек), формально высший руководитель аппарата коммунистической партии, избиравшийся на Пленуме ЦК и ответственный перед ним, а фактически, на протяжении многих десятилетий, руководитель советского государства с почти неограниченными полномочиями. Первым Генеральным секретарем ЦК партии, с самого момента создания этой должности, был Иосиф Виссарионович Сталин.

Немаловажным для руководства большевиков в условиях гражданской войны представлялось удержание власти, а значит, требовалось создание специального органа государственной безопасности, в том числе и для подавления одной из главных угроз для коммунистической партии – контрреволюции. Первоначально функции органа борьбы с контрреволюцией, наряду с другими многочисленными обязанностями, выполняли военно-революционные комитеты. Толчком к ускорению решения вопроса о создании специализированного аппарата, способного выявлять и своевременно пресекать выступления против режима, стало ухудшение политической и оперативной обстановки. После обсуждения Совнаркомом информации о готовящейся всероссийской забастовке чиновников, Ф.Э. Дзержинскому было поручено составить особую комиссию для выработки эффективных мер противодействия.

7(20) декабря 1917г Совет народных комиссаров образует Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров (ВЧК при СНК РФСФР). ВЧК должна была вести предварительное следствие, пресекать акции контрреволюционеров и саботажников, вырабатывать специфические меры борьбы с противником. Расследованные дела передавались в ревтрибуналы. Создание ВЧК явилось закономерным актом государственного строительства и Комиссия стала первым советским специализированным органом государственной безопасности.

Решающий толчок к повсеместной организации чекистских аппаратов дала I Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, работавшая в Москве 11-14 июня 1918 года. Её делегаты приняли постановление об организации во всех губерниях, на узловых железнодорожных станциях, в портах и пограничной полосе "стройной сети" чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Со дня образования ЧК все иные губернские и уездные органы, ведшие дела подобного рода, упразднялись, а все дела о совершённых государственных преступлениях передавались исключительно в введение чрезвычайных комиссий. Местные ЧК подчинялись ВЧК и были подотчётны местному Совету и его исполкому. На конференции определялись права и задачи местных и уездных ЧК, примерная структура и функции основных отделов. Начиналось формирование достаточно крупных чекистских вооружённых отрядов для участия в операциях и охраны объектов, они положили начало войскам госбезопасности.

В первый же год существования чрезвычайных комиссий вопросы их деятельности находились в сфере внимания комитетов РКП(б) и исполкомов Советов. Однако тогда же проявляется тенденция, которая стремительно превращается в норму деятельности органов государственной безопасности. Если на I Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий в 1918 году отмечено, что ЧК "должны быть в тесном контакте со всеми партийными и советскими органами", то в сентябрьском "Положении о губернских и уездных чрезвычайных комиссиях" зафиксировано: "В своей работе чрезвычайная комиссия … должна опираться на местные комитеты партии коммунистов". О Советах и исполкомах в этом документе уже не упоминается, хотя временная разница между двумя этими документами всего три месяца. и это совсем не случайно. По мере укрепления руководящей роли коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата, устранения представителей других партии из Советов и исполкомов, изгнания их из чекистских органов, тенденция к подчинению служб ВЧК не государственной власти, а правящей партии, превратились в чётко выраженную политическую линию этой партии.

Страницы: 1 2 3 4

Разгром вооруженных сил Японии. Окончание Второй Мировой войны на Дальнем Востоке (9 мая 1945 г. – 2 сентября 1945 г.).
В соответствии с принятыми на себя союзническими обязательствами 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал советско-японский договор о нейтралитете 1941 г. и 8 августа объявил Японии войну. На следующий день группировка советских войск в составе Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, а также Тихоокеа ...

Структура торгового капитала
Исчерпывающее представление о структуре торгового капитала города, в том числе татарского, дает изучение свидетельств на право торговли, выдававшихся Городской Управой в соответствии с принятым в 1898 году «Положением о государственном промысловом налоге». Согласно этому документу, все торговые предприятия ...

Административные, судебные и аграрные реформы в Казахстане
Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, меры, направленные на развитие капиталистических общественных отношений, не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический ...