История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Роль партийных и репрессивных органов государства. Формирование партийных и репрессивных органов
Страница 3

Материалы » Формирование режима личной власти Сталина. Бюрократическая сущность государства. Роль партийных и репрессивных органов государства » Роль партийных и репрессивных органов государства. Формирование партийных и репрессивных органов

На протяжении всей истории Советского Союза, в политическое бюро ЦК входили все руководители центрального партийного аппарата, важнейших государственных ведомств и представители крупнейших партийных организаций. С 1922 года на заседаниях Политбюро ЦК председательствует Генеральный секретарь ЦК (генсек), формально высший руководитель аппарата коммунистической партии, избиравшийся на Пленуме ЦК и ответственный перед ним, а фактически, на протяжении многих десятилетий, руководитель советского государства с почти неограниченными полномочиями. Первым Генеральным секретарем ЦК партии, с самого момента создания этой должности, был Иосиф Виссарионович Сталин.

Немаловажным для руководства большевиков в условиях гражданской войны представлялось удержание власти, а значит, требовалось создание специального органа государственной безопасности, в том числе и для подавления одной из главных угроз для коммунистической партии – контрреволюции. Первоначально функции органа борьбы с контрреволюцией, наряду с другими многочисленными обязанностями, выполняли военно-революционные комитеты. Толчком к ускорению решения вопроса о создании специализированного аппарата, способного выявлять и своевременно пресекать выступления против режима, стало ухудшение политической и оперативной обстановки. После обсуждения Совнаркомом информации о готовящейся всероссийской забастовке чиновников, Ф.Э. Дзержинскому было поручено составить особую комиссию для выработки эффективных мер противодействия.

7(20) декабря 1917г Совет народных комиссаров образует Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров (ВЧК при СНК РФСФР). ВЧК должна была вести предварительное следствие, пресекать акции контрреволюционеров и саботажников, вырабатывать специфические меры борьбы с противником. Расследованные дела передавались в ревтрибуналы. Создание ВЧК явилось закономерным актом государственного строительства и Комиссия стала первым советским специализированным органом государственной безопасности.

Решающий толчок к повсеместной организации чекистских аппаратов дала I Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, работавшая в Москве 11-14 июня 1918 года. Её делегаты приняли постановление об организации во всех губерниях, на узловых железнодорожных станциях, в портах и пограничной полосе "стройной сети" чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Со дня образования ЧК все иные губернские и уездные органы, ведшие дела подобного рода, упразднялись, а все дела о совершённых государственных преступлениях передавались исключительно в введение чрезвычайных комиссий. Местные ЧК подчинялись ВЧК и были подотчётны местному Совету и его исполкому. На конференции определялись права и задачи местных и уездных ЧК, примерная структура и функции основных отделов. Начиналось формирование достаточно крупных чекистских вооружённых отрядов для участия в операциях и охраны объектов, они положили начало войскам госбезопасности.

В первый же год существования чрезвычайных комиссий вопросы их деятельности находились в сфере внимания комитетов РКП(б) и исполкомов Советов. Однако тогда же проявляется тенденция, которая стремительно превращается в норму деятельности органов государственной безопасности. Если на I Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий в 1918 году отмечено, что ЧК "должны быть в тесном контакте со всеми партийными и советскими органами", то в сентябрьском "Положении о губернских и уездных чрезвычайных комиссиях" зафиксировано: "В своей работе чрезвычайная комиссия … должна опираться на местные комитеты партии коммунистов". О Советах и исполкомах в этом документе уже не упоминается, хотя временная разница между двумя этими документами всего три месяца. и это совсем не случайно. По мере укрепления руководящей роли коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата, устранения представителей других партии из Советов и исполкомов, изгнания их из чекистских органов, тенденция к подчинению служб ВЧК не государственной власти, а правящей партии, превратились в чётко выраженную политическую линию этой партии.

Страницы: 1 2 3 4

Последствия смутного времени
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамско ...

Внешняя политика Петра I: Азовские Походы, Северная Война.
Основной целью внешней политики России петровского времени была борьба за выход к морям, на широкие мировые торговые пути. Ф. Энгельс писал о Петре I: «Этот действительно великий человек… первый в полной мере оценил исключительно благоприятное для России положение в Европе. Он ясно… разглядел, наметил и на ...

Внутренняя деятельность Петра.
Преобразования выразились в ряде общественных реформ, значительно изменивших древнерусский общественный быт, но, как мы уже говорили выше, не изменивших главнейших оснований государственного строя, созданного до Петра. Изложить систематически внутренние реформы Петра Великого несравненно легче, чем в строй ...