Особенности социально-экономического развития США в последней трети XIX — начале XX в. Выход на первые позицииСтраница 3
Кроме того, успешному развитию аграрного сектора США содействовал и ряд других факторов: плодородие почв, быстрый прирост сельского населения, высокий уровень агрикультуры и агротехники, устойчивый спрос на продовольствие и сельскохозяйственное сырье быстро растущего городского населения и перерабатывающей промышленности. Во многом этому способствовало и бурное железнодорожное строительство, благодаря которому формировалась региональная сельскохозяйственная специализация, и продукция быстро поставлялась на внутренний и внешний рынок.
Постоянно растущий внутренний рынок стимулировал американских фермеров быстро осваивать новые земли на Западе, внедрять новую технику, применять передовые технологии. В конце XIX в. в США массовое применение получили сеялки, жатки, молотилки, на полях страны появились первые паровые тракторы, а с 1907 г. - уже с двигателями внутреннего сгорания, стали применяться и зерноуборочные комбайны. Развитие сельского хозяйства США шло в рамках региональной специализации в масштабе страны. Так, на Среднем Западе и в Калифорнии выращивали в основном пшеницу, в Канзасе, Небраске, Айове - кукурузу, в южных штатах - по-прежнему хлопок. Такая специализация способствовала значительному росту производительности труда в американском сельском хозяйстве. Это позволило уже в 1870-х гг. существенно снизить затраты на производство зерна и обеспечить его высокую конкурентоспособность на мировом рынке. В этой связи огромное количество дешевого американского зерна, в первую очередь пшеницы, стало поступать в Европу и вызвало там длительный аграрный кризис. Следует иметь в виду, что этот процесс имел и негативные последствия для многих фермеров в США: снижение более чем в 2 раза цен на американскую пшеницу за границей повлекло за собой разорение средних и мелких хозяйств. Усиление дифференциации фермеров в стране вызывал и процесс концентрации производства и капитала в сельском хозяйстве. В связи с этим в США росло число арендаторов и наемных сельскохозяйственных рабочих: если в 1880 г.2/3 фермеров владели своей землей, то в 1910 г. - только 1/3.
В целом аграрный сектор в США развивался столь же стремительными темпами, как и промышленный. В итоге накануне Первой мировой войны страна занимала первое место в мире по потреблению зерновых на душу населения и одно из ведущих по урожайности и развитию животноводства. Пожалуй, о благополучии аграрной сферы США свидетельствовал и тот факт, что вплоть до 1920 г. сельское население в стране превышало городское. Так, в 1910 г. горожане в США составляли менее 1/2 населения - 43 %, тогда как в Англии они преобладали уже в 1871 г.
Неоспоримые успехи американской экономики отражала и динамика структуры внешней торговли США. Если в 1865 г. доля сырья и готовых изделий в экспорте страны составляла соответственно 70 и 16 %, то в 1913 г. - 40 и 48 %. В 1913-1914 гг. таможенные пошлины начали снижаться, а на многие продовольственные товары они вообще отменялись. Это демонстрировало уверенность американских производителей в конкурентоспособности собственной продукции на мировом рынке. Наряду с экспортом товаров в конце XIX в. заметно вырос и вывоз капиталов, в основном в Канаду и Латинскую Америку.
Бурное развитие экономики США на рубеже веков сопровождалось ускоренной концентрацией производства и капитала и активной монополизацией. Крупные акционерные компании создавались, в первую очередь, в сфере железнодорожного строительства и в новых отраслях промышленности. Это способствовало формированию огромных состояний, ставших впоследствии основой мощных монополий. В конце XIX в. на крупных предприятиях США производилось 67 % всей промышленной продукции страны.
Преобладающими формами монополистических объединений в США стали тресты и концерны, сосредоточивавшие наибольшую производственную и финансовую мощь. Первые американские монополии появились в 1870-80-х гг. среди железнодорожных компаний, поскольку именно здесь сконцентрировался огромный акционерный капитал. К тому же изначально привилегированное положение железнодорожных компаний давало им возможность получать монопольные прибыли. В 1880-90-х гг. между железнодорожными компаниями развернулась острая конкурентная борьба, зачастую с использованием криминальных приемов. В результате к началу XX в. в США образовалось 6 крупнейших железнодорожных компаний, находившихся под контролем пяти семейных кланов (Морганов, Гарриманов, Вандербильдов, Гульдов, Хиллов) и Пенсильванской группы. В их руках было сосредоточено более 73 % всех железных дорог страны.
В 1880-х гг. в американской промышленности начали возникать тресты, устанавливавшие свое господство в различных отраслях производства. Одной из первых крупнейших монополий стала "Стандарт ойл компани", созданная в 1882 г. Дж. Рокфеллером-старшим в нефтеперерабатывающей отрасли. Это был первый трест в истории страны, который быстро подавил всех конкурентов и сконцентрировал в своих руках 90-95 % производства очищенной нефти в стране, а к 1900 г. - 90 % ее экспорта. В 1880-90-х гг. монополизация охватила электротехническую, сталелитейную, текстильную, спиртовую, табачную, сахарную и другие отрасли производства. Так, в сталелитейной промышленности возник трест Э. Карнеги, в электротехнической - образовалась крупнейшая монополия "Дженерал электрик компани". Последняя в начале XX в. попала в сферу влияния банкирской группы Моргана и заняла ведущие позиции в экономике страны. Помимо производства электроэнергии, эта корпорация выпускала и различное электрооборудование.
Общественно-политические движения. А.Н. Радищев
Екатерина II (1762 – 1796 гг.) была императрицей умной и образованной, убежденной сторонницей идей Просвещения. Именно в ее царствование правительство впервые по-настоящему прислушалось к общественному мнению и стало даже поощрять его развитие. Резко повысился престиж науки и образования в дворянских кругах ...
Создание и развитие системы образовательных
учреждений
Основой созданного Ведомства учреждения Императрицы Марии Федоровны явилась система женского образования.
Приняв на себя руководство делом общественного призрения, императрица Мария Федоровна решила не ограничивать своей общественной деятельности управлением созданных еще при Екатерине детских воспитательн ...
Авиаконструктор О.К. АНТОНОВ. Начало пути
Путь многих авиационных конструкторов начинается с увлечения планерами. Так было и у Олега Константиновича Антонова.
В начале двадцатых годов «первопроходец» штопора летчик К.К. Арцеулов организовал общество «Парящий полет». В этом кружке был проведен конкурс на лучший проект легкого самолета. В конкурсе у ...