История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

 Азовский флот
Страница 1

Материалы » Флот Петра I »  Азовский флот

К концу XVII века Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от передовых стран Европы. И причиной этого отставания были не только последствия длительного татаро-монгольского ига и феодально-крепостнический уклад жизни, но и продолжавшаяся блокада с юга - Турцией, с запада – Пруссией, Польшей и Австрией, с Северо-запада - Швецией. Пробиться к морю было исторически необходимо, хотя и представляло чрезвычайные трудности. К этому времени Россия уже имела необходимые силы, чтобы вернуть себе выходы к Азовскому, Черному и Балтийскому морям.

Вначале выбор пал на южное направление. Предпринятый в 1695 г. поход 30-тысячной русской армии к Азову окончился полным провалом. Осада крепости и два штурма привели к большим потерям и не принесли успеха. Отсутствие у русских флота исключало полную блокаду Азова. Крепость пополнялась людьми, боеприпасами и провиантом с помощью турецкого флота.

Петру стало ясно, что без сильного флота, тесно взаимодействующего с армией и под единым командованием, Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли.

Он лично подбирал места для сооружения верфей и особое внимание уделял Воронежу. Река Воронеж - судоходный приток Дона, в устье которого находилась крепость Азов. К тому же в округе на больших площадях росли огромные дубы, бук, ильм, ясень, сосна и другие породы деревьев, пригодных для постройки кораблей. Недалеко от Воронежа производили железо и металлические изделия для кораблей Романовский, Липецкий, тульский Красинский и другие заводы. На острове реки Воронеж, отделенном протокой от города, были возведены верфи, а для руководства строительством судов учреждено адмиралтейство. В короткий срок сюда собрали несколько тысяч крепостных крестьян, знающих плотницкое, столярное, кузнечное и другие ремесла. Из Архангельска, Казани, нижнего Новгорода, Астрахани других городов были привезены корабельных дел мастера. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами. На верфях Воронежа строились два 36 – пушечных фрегата, "Апостол Петр" - длинной 35 метров, шириной 7,6 метра и фрегат "Апостол Павел" - длинной 30 и шириной 9 метров. Строить эти корабли царь поручил мастеру Титову. Для подготовки морских кадров и укомплектования команд Петр пригласил из западноевропейских стран офицеров и опытных моряков. Из Голландии срочно пригнали галеру, разрезали ее на части и по этим частям, как по шаблонам, стали изготовлять в селе Преображенском секции для 22 галер и 4 брандеров. Эти секции на лошадях перевозили в Воронеж, где из них собирали корабли. Петровская галера – это не копия средиземноморской или голландской галеры, широко распространенной во всех европейских флотах. Учитывая, что борьба за выход к морям будет проходить в прибрежных мелководных зонах, сковывающих маневр крупных кораблей, по указу Петра были внесены изменения в устройство галеры: в результате галера уменьшила осадку, стала более маневренной и быстроходной. Позже появилась разновидность этого гребно-парусного корабля – скампавея.

Размеры галер и скампавей не превышали 38 метров в длину и, и 6 метров в ширину. Вооружение состояло из 3-6 пушек, экипаж 130-170 человек. Парус служил дополнительным средством передвижения корабля. В Брянске, Козлове и других местах было приказано построить 1300 плоскодонных барж, называемых стругами, и 100 плотов для перевозки войск и снаряжения.

Весной 1696 года турки увидели под Азовом армию и Имперский флот, состоявший из 2 фрегатов, 23 галер, 4 брадеров и свыше 1000 мелких судов. Общее руководство Азовским флотом возлагалось на сподвижника царя Ф.Лефорта, а Петр был волонтером на одном из фрегатов. Флот блокировал подходы к Азову с моря, прекратился подвоз войск, продовольствия, а армия осадила крепость с суши. После интенсивного пушечного обстрела крепости с кораблей и берега и ее штурма русскими казаками гарнизон Азова 12 (22) июля 1696г. капитулировал.

Страницы: 1 2

Законодательные акты и их значение
Законодательство относится к числу важнейших документов по истории любого общества, поскольку оно составляет правовую основу государства; оно регулирует и направляет всю повседневную работу государственных и общественных организаций, вводит отношения между гражданами и организациями в определенную юридическ ...

Традиционные коммуникативные системы. Вербальные коммуникационные формы
В учебниках и справочных пособиях обычно выделяется тринадцать ныне существующих славянских языков и ряд мелких языков и диалектов, объединенных общей славянской группой. У этой группы - 3 подгруппы: восточнославянская (куда входят наряду с русским языком белорусский и украинский), западнославянская и южнос ...

Городская управа во время военных и революционных событий
Вступление России в войну пришлось на деятельность городского головы И. И. Алисова.23 июля 1914 г. состоялось собрание думы, на котором было принято единогласное решение о том, чтобы направить в адрес Николая II телеграмму, переполненную верноподданическими чувствами. На этом же собрании городская управа пр ...