Попытка преобразования Сената
Довольно долго обсуждалась в Государственном совете реформа Сената, но она так и не была осуществлена. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров. Другое, под названием Сената судебного, распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались императором, других должно было избирать дворянство. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете. Больше всего нападали на право выбора дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, реформирование Сената так и не было осуществлено из-за различных препятствий, внешних и внутренних, и сам Сперанский советовал ее отсрочить.
Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей "Записке о древней и новой России", врученной государю 18 марта 1811 г., он утверждал, что государь не имеет даже права ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное. «… Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем и все делаем лучше от привычки…»[7] В результате Сенат сохранился в прежнем виде, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления.
Можно сделать вывод, что из трех отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые, третьей реформа так и не коснулась.
Политическое и социально–экономическое развитие
Ирана в III-X вв.
Данная глава рассматривает эпоху раннесредневекового Ирана, период династии Сасанидов. С зарождением и развитием феодальных отношений в государстве Сасанидов заканчивается период древней истории и начинается средневековая история Ирана, которая характеризуется господством феодальных отношений при сохранении ...
Усиление зависимости цинского правительства от иностранных колонизаторов
"Опиумные" войны, поражение тайпинского восстания под ударами китайской реакции и американо-англо-французских интервентов создали благоприятные возможности для дальнейшего проникновения иностранного капитала в Китай.
В период подавления восстания тайпинов большой силой стали китайские помещики, к ...
Александр и Аристотель
Филипп хотел, чтобы его сын получил хорошее образование. Поэтому в 343г. до н. э., когда Александру исполнилось 13 лет, он пригласил для его обучения одного из знаменитых тогда философов того времени – Аристотеля. Отец Аристотеля когда-то служил придворным врачом у македонского царя, и в детстве Филипп и Ар ...