Попытка преобразования Сената
Довольно долго обсуждалась в Государственном совете реформа Сената, но она так и не была осуществлена. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров. Другое, под названием Сената судебного, распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались императором, других должно было избирать дворянство. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете. Больше всего нападали на право выбора дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, реформирование Сената так и не было осуществлено из-за различных препятствий, внешних и внутренних, и сам Сперанский советовал ее отсрочить.
Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей "Записке о древней и новой России", врученной государю 18 марта 1811 г., он утверждал, что государь не имеет даже права ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное. «… Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем и все делаем лучше от привычки…»[7] В результате Сенат сохранился в прежнем виде, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления.
Можно сделать вывод, что из трех отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые, третьей реформа так и не коснулась.
Военная техника: проблема качества
Таким образом, долгое время в отечественной историографии приводились далеко не полные сведения по численности Советских Вооруженных Сил накануне Великой Отечественной войны. Лишь в конце 1980-х гг. в открытой литературе появились более объективные сведения на этот счет, и в начале 1990-х годов традиционная ...
Начало второй мировой войны и реакция государств Латинской
Америки
1 сентября 1939 г. нападением фашистской Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября в войну против Германии вступили Великобритания и Франция, имевшие небольшие колониальные владения в Карибском бассейне. Вслед за Великобританией войну Германии объявили все британские доминионы, среди них ...
Деятельность Государственной думы. Третьеиюньская монархия
В разгар Декабрьского Восстания 11 декабря 1905 г. царь издал Указ, который расширял избирательные права, но вместе с тем сохранял систему курий. Все избиратели делились на 4 курии, в зависимости от имущественного и социального положения. Выборы были многоступенчатыми: для помещиков и буржуазии - двухступен ...